Конструктор урока предлагает вам определиться с выбором метода, приема или стратегии на конкретном этапе учебного занятия:
Мотивационный этап (10 минут)
Цель: Создание мотивации у учащихся, включение в активный познавательный процесс всех учеников.
Учитель может показать видеоролик для побуждения к размышлению, задать проблемный вопрос, рассказать о жизненной ситуации, показать загадочный рисунок или фото, попросить объяснить схему.
Операционный этап (15 минут)
Цель: Создание учебной ситуации успеха и коллективного сотрудничества для достижения знания
Учитель организует познавательный процесс в малых группах (3-4 человека=1 слабый, 2 средних, 1 сильный), дает разноуровневые задания на 10-15 минут (четкая инструкция к выполнению), обязательно должен быть учебный продукт выработанный группой (постер, схема, сравнительная таблица, рассказ, эссе и т. д.)
Рефлексивный этап (20 минут)
Цель: Закрепление знаний, их анализ, синтез, оценка на более высоком уровне мышления.
Учитель организует работу в больших группах 7-8 человек, дает только одно задание (составление большой схемы, иллюстрации, презентации и т.д.) Эксперты могут параллельно составлять критерии и во время выступления спикеров групп – оценивать.
Рекомендации по работе с таблицей:
- Выберите вкладку нужного этапа урока
- Воспользуйтесь поиском, введя в поле поиска название элемента урока (Например: «Ассоциативный ряд», «Игра на сплочение» и т.п.)
- Простой просмотр и выбор нужного элемента
Элемент урока | Название | Цель / Организация / Описание | Как это работает / Пример |
---|---|---|---|
Игры на сплочение | "Театр Кабуки" | Участники делятся на 2 команды. Команды договариваются, кого будут изображать: принцессу, дракона или самурая. Ведущий показывает командам характерные движения для принцессы, дракона, самурая. Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает: “Принцесса очаровывает самурая. Самурай убивает дракона. Дракон съедает принцессу”. Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показывают роль, которую выбрали. По одному очку получает команда, чья роль оказывается наиболее выгодной. | Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаровывает).Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, потому, что он его убивает).Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, потому, что он съедает принцессу).Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очка). Побеждает та команда, которая набрала, больше баллов |
Игры на сплочение | Самолетик с девизом | Цель: Лучше узнать друг друга, развитие критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Каждый пишет на листочке бумаги свой девиз. Складывает самолетик и запускает. Тот, возле кого приземлится самолетик, подбирает, читает и отгадывает автора. |
Игры на сплочение | Солнце светит на того, кто | Цель: Создание благоприятного психологического климата Организация: Ученики садятся в круг на стулья | Ведущий говорит «Солнце светит на кого, кто сегодня сделал домашнее задание, (кто в белой рубашке, кто любит плавать и т.д.). Те, кто считает, что к ним это относится, и ведущий, перебегают и садятся на другие стулья. Кому стула не досталось –становятся ведущими тренинга. |
Игры на сплочение | Слепой паровозик | Цель: Почувствовать, что все мы зависим друг от друга. Что нужно доверять друг другу. Организация: Ученики становятся в тройки: первый –закрывает глаза, второй –гудит, если есть препятствие, третий берет первого за локти и рулит. | Как это работает: Ведущий говорит «Запомните свои ощущения». По команде все начинают двигаться. Через 2-3 минуты меняются местами ученики в тройках и тренинг продолжается, пока все участники не побудут во всех ролях. После этого организуется обсуждение впечатлений |
Игры на сплочение | Танец "Ламбада" | Цель: Создание благоприятного психологического климата Организация: Организуется общий круг. Если участников много –возможно два круга. | Как это работает: Ведущий говорит: «Наши руки хороши? Хороши! А локти лучше! Все берут друг друга за локти (потом- плечи, талию, бедра, колени и так далее) и движутся по кругу в хороводе обняв друг друга за локти. Все хором приговаривают:«Танцуй, да-да-да, веселей, да-да-да, этот самый лучший тане, этот тане лабада!» |
Игры на сплочение | Поверь в мечту | Цель: Создание благоприятного психологического климата Организация: У ведущего имеется «заветная шкатулка» | Ведущий говорит «Напишите свою главную мечту. Свободно передвигаясь по аудитории, находите собеседника, предлагаете прочитать, и спрашиваете: «Что нужно для этого сделать? Кто может помочь в осуществлении мечты?» |
Игры на сплочение | Круг радости | Цель: Создание благоприятного психологического климата Организация: Участники становятся в круг | Ведущий говорит «Повернитесь к соседу и пожелайте ему всего хорошего на сегодняшний день и пожмите руку». Поменяйте соседа и повторите действие. Варианты: все берутся за руки и по очереди желают сразу всему классу. |
Игры на сплочение | Я люблю... | Цель: Создание благоприятного психологического климата Организация: Пространство для свободного передвижения и обсуждения | Ведущий говорит «Найдите тех, кто любит тоже, что и вы. Объединитесь в группу по интересам, расскажите интересный факт из своей жизни связанный с вашим увлечением.» После этого проводится общее обсуждение и обмен впечатлениями, что удивило больше всего в рассказах одноклассников. |
Игры на сплочение | Мы-уникальны | Цель: Осознание уникальности и индивидуальности каждого человека Организация: Ведущий раздает участникам салфетки. | Ведущий говорит «Точно следуйте моим инструкциям. Сложите салфетку пополам, поверните ее и еще раз сложите пополам. Оторвите верхний уголок и нижний. Сложите салфетку еще раз и сделайте отверстие посередине. Разверните салфетку. Посмотрите на салфетки других. Есть похожие? Нет! Значит, мы все имеем уникальное мышление. |
Стратегии и приемы | Ассоциативный ряд | Цель: Ученики освежают опорные знания по изучаемой теме. Организация: На интерактивной доске или стене проецируется видеоролик с интересными фактами или событиями по теме урока, или презентация с видеорядом по теме. | Вопрос: Какие ассоциации возникли у вас после просмотра… Обсуждение, возможно выброс на доску идей и формулировок. |
Стратегии и приемы | Тестовая проверка | Цель: Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю и/ или заносят оценку в оценочный лист. Организация: Стандартная рассадка группы за персональными компьютерами или ноутбуками (или флипчарт с тестовыми вопросами и скрытыми ответами для самопроверки). | Учащиеся в ходе тестирования выясняют, какие у них есть пробелы по теме и планируют их восполнение в ходе урока. Учитель помогает организовать работу по коррекции знаний в группах со схожими пробелами в обучении. |
Стратегии и приемы | "Спроси у соседа" | Цель: Ученики сами оценивают степень своей подготовки, а учитель судит об этом по качеству вопросов, которые придумывают ученики друг для друга. Организация: Учащиеся становятся в круг на свободном пространстве классной комнаты. | Ученик задает вопрос и затем выбирает партнера для ответа-ему бросает мяч или мягкую игрушку. Ученик, поймав мяч и ответив на вопрос, сам формулирует новый вопрос по теме и бросает мяч кому захочет. Если ответить не может, то мяч бросает другому ученику. Право задать вопрос получает лишь тот, кто правильно отвечает. |
Стратегии и приемы | "Составь план" | Цель: Ученики сами оценивают степень своей подготовки к уроку, учитель оценивает их формативно, по качеству составленного плана. Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Учитель предлагает учащимся составить план рассказа опорных знаний по теме урока. И обсудить в парах с товарищем. Можно провести взаимооценку (каждый выставит в оценочный лист оценку товарищу за опорные знания). |
Стратегии и приемы | "Найди ошибку" | Цель: Ученики совершенствуют навыки критического мышления Организация: Учитель готовит флипчарт или презентацию с материалом опорных знаний по теме и умышленно допускает ошибки. | Вопрос: Кто видит неточность в учебном материале? Обоснуйте, почему? |
Стратегии и приемы | "Идельный опрос" | Цель: Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо… |
Стратегии и приемы | Игра в случайность | Цель: Учитель вводит в урок элементы случайного выбора для того, чтобы вызвать интерес у учащихся Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Это могут быть: рулетка, игральные кости, монетка (орёл или решка), жеребьёвка и даже бумажный самолётик – в кого попадёт. Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для повторения и многое другое. |
Стратегии и приемы | Тренировочный опрос | Цель: Учитель проводит взаимоопрос, что способствует выработке навыков саморегуляции у учащихся Организация: Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. | Учитель задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают и оценивают. |
Стратегии и приемы | Отсроченная отгадка | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с неё следующие занятия. |
Стратегии и приемы | Учебная драма | Цель: Раскрыть творческий потенциал учеников, совершенствовать навыки ассоциативного мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и представления | Разыгрывается сценка на проблемную тему. В процессе подготовки сценки происходит столкновение мнений, представлений, кристаллизуется понимание проблемной ситуации. |
Стратегии и приемы | Удивляй | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Можно использовать неожиданные предметы для наглядного представления информации. |
Стратегии и приемы | Практическая теория | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам и предлагает ученикам разработать варианты решения этой практической задачи. |
Стратегии и приемы | Фантастическая добавка | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Или предлагается группам написать фантастический рассказ по учебной теме. |
Стратегии и приемы | Эстафета ответов | Цель: Ученики сами оценивают степень своей подготовки, а учитель судит об этом формативно. Организация: Учащиеся становятся в круг на свободном пространстве классной комнаты. | Учитель задает вопрос. Ученик начинает отвечать, по хлопку учителя продолжает следующий, потом может дополнить еще один ученик, учитель задает следующий вопрос и так, пока все опорные знания не будут актуализированы. |
Стратегии и приемы | Цепочка признаков | Цель: Актуализация знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу. Формирует умение описывать объект через имена и значения признаков; определять по заданным частям модели скрытые части; умение составлять внутренний план действий. Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | 1-й ученик называет объект, связанный с темой урока и его признак, 2-й называет другой объект с тем же значением указанного признака и другой признак, 3-й называет свой объект по аналогичному признаку и новый признак и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку. |
Стратегии и приемы | Жокей и лошадь | Цель: Ученики совершенствуют навыки саморегуляции.Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Организация: Учитель готовит карточки. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. | Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима даже на уроках изучения нового материала. Самая большая сложность– необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения. |
Стратегии и приемы | Ромашка Блума | Цель: Совершенствование навыков критического мышления. Организация: Учитель заранее готовит Ромашку Блума с 6 типами вопросов по теме урока или предлагает ученикам самим сформулировать вопросы по теме. | Учеников приглашает учитель к доске, они выбирают вопрос, отрывают с ромашки и на обороте его читают. Или на лицевой стороне вопрос, а на обороте модельный ответ. Простой вопрос – «Назовите…» "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Уточняющий- «Уточните понятие…» Практический вопрос- «Как решить данную задачу?» Где можно увидеть в жизни… Интерпретирующий вопрос- Обычно начинается со слова «Почему?» Оценочный вопрос- «Дайте оценку явлению, событию, факту…» Творческий вопрос- Содержит формулу будущего «Если бы….» |
Стратегии и приемы | Удивительное рядом | Цель: Включить учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Организация: Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. | Пример.Физика. Тема урока «Теплопередача». До начала урока на окно поставить графин с водой, а перед входом учащихся развернуть его противоположной стороной. Попросить детей потрогать графин рукой и объяснить, почему сторона графина, повернутая к солнцу холодная, а противоположная – теплая. |
Стратегии и приемы | Технологическая карта | Цель: Ученики совершенствуют навыки саморегуляции Организация: Учитель готовит технологическую карту урока и раздаточные материалы. | 1.Информирование 2.Планирование 3.Решение 4.Проведение 5.Контроль 6.Оценивание Все эти 6 шагов выполняются самим учеником. |
Стратегии и приемы | Стенд "Сегодня на уроке" | Цель: Ученики совершенствуют навыки саморегуляции Организация: Учитель готовит интересные факты или загадочные события на стенде, которые активизируют познавательный интерес учеников. | Ученики на перемене ознакомившись с материалами, представленными на стенде озвучивает свои версии темы и цели урока. |
Стратегии и приемы | Корзина идей | Цель: Выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Организация: На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Или сделать флипчарт с корзиной. | Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести. |
Стратегии и приемы | Гипотеза | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Ученикам дается направление для самостоятельного поиска материала, или готовый материал для размышления. | Ученики ознакомившись с представленным материалом выдвигают(можно в группе или паре) гипотезы о причинах того или иного явления, события, факта, и обосновывают их. |
Стратегии и приемы | Ложная альтернатива | Цель: создание внутренней мотивации изучения темы урока. Организация: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. | Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ? Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок? Столица России - Москва или Минск? Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры? Сколько в минуте секунд - 10 или 100? |
Стратегии и приемы | Сделай шаг | Цель: Включить учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы). Организация: Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. | Пример. На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И каждый шаг делают называя какое-нибудь растение из семейства крестоцветных, или животного из псовых, или части кровеносной системы человека, или чего-то ещё. На уроках других предметов ученики вполне могут делать шаг, называя произведения писателя предельные или непредельные углеводороды, основные сражения ВОВ и т.д. |
Стратегии и приемы | Необъявленная тема | Цель: создание внешней мотивации изучения темы урока. Организация: Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами. | Ученикам не говорят тему урока, а предлагают самим сформулировать ее в конце урока, когда весь материал будет изучен. |
Элемент урока | Название | Цель / Организация / Описание | Как это работает / Пример |
---|---|---|---|
Стратегии и приемы | Своя опора | Цель: Позволяет формулировать идеи, активно слушать и сконцентрироваться на обсуждении. Способным ученикам позволяет говорить и помогать тем, кто менее уверен в больших группах. Организация: Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата. | Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает такой тренер по своему опорному конспекту. После работы в отведённое время над определённой темой тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы должны получать от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая специально внесена в конспект. |
Стратегии и приемы | Мозговой штурм | Цель: Развить навыки критического мышления Организация: Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся. | 1. Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ! Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма, секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется время на первый этап (до 20 мин.). I этап: Создание банка идей. II этап: Анализ идей. III этап: Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи. Каждая из групп может штурмовать свою задачу. III этап можно провести на другом уроке. Иногда целесообразно ограничится только первым этапом. |
Стратегии и приемы | Научный доклад | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | ТЕХНОЛОГИЯ 1 этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ Учащиеся делают короткие сообщения (4 мин.). Темой могут быть: аннотация на книгу или статью, рассказ об интересном факте и т.п. Главная цель первого этапа – научить пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы сообщения плюс план текста. 2 этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА Цель этапа – научить чувствовать время. Удобно работать с таймером. 3 этап. ДОКЛАД Оптимальное время доклада: 5 – 7 минут. Обращать внимание на ораторское мастерство –держать внимание слушателей. 4 этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано отреагировать и связно продолжить свою речь. За 5 минут до доклада ученик получает карточку со словами, которые должен вставить в доклад. |
Стратегии и приемы | Игра-тренинг | Цель: Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели, за правильное выполненное действие игроки получают например –приз. Организация: Наилучшим вариантом будет сохранять небольшую дистанцию между парами для укрепления и предохранения от обсуждения с другими парами. | Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего..За каждое правильное выполненное действие игроки получают фишки или запятые из цветного картона. В финале подводятся итоги. Победители вознаграждаются оценками или призами. |
Стратегии и приемы | Научная лаборатория | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Участники: работодатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик; изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников; приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками. До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры: Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм. Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают спикера, который будет представлять результат классу. Спикер группы докладывает результат работы классу. Приёмная комиссия анализирует результаты, принимает (или нет) решение. Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим заданием может быть разработка какого-либо проекта. |
Стратегии и приемы | Море вопросов | Цель: Формирование навыков критического мышления Организация: Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. | Ученики в группах соревновательно готовят вопросы по тексту. Иногда целесообразно оговорить их минимальное число. Например: не менее 3-х репродуктивных вопросов и не менее 5 расширяющих и развивающих. |
Стратегии и приемы | Свои примеры | Цель: Развитие ассоциативного мышления Организация: Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. | Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала и др. |
Стратегии и приемы | Час "Х" | Цель: Час «х» нацелен на поощрение детей (или взрослых) мыслить критично, осторожно, креативно и совместно. Это помогает учителю создать «общество запросов», где участники создают и задают свои собственные вопросы и «учатся как учиться» в процессе. Организация: Поставьте стулья в круг (если необходимо), рассадите учеников. Задайте проблемный вопрос или дайте задание что-то выяснить. Скажите, что когда прозвонит сигнал, настанет час «х» и они должны будут дать ответ. Разместите стимулирующий материал по комнате для учеников. | Ознакомьте с темой и объясните процесс. У учеников должно быть несколько минут, чтобы осмотреть весь стимулирующий материал. Когда ученики вернутся в круг, им дается 1-2 минуты, чтобы обдумать ответы или задать вопросы, касательно темы/предмета, на который нужно ответить. Учитель участвует как посредник, как консультант, задавая развивающие вопросы или содействуя группе для обеспечения участия каждого ученика. |
Стратегии и приемы | Парные разговоры | Цель: Позволяет формулировать идеи, активно слушать и сконцентрироваться на обсуждении. Использование пар позволяет ученикам говорить и помогать тем, кто менее уверен в больших группах. Организация: Наилучшим вариантом будет сохранять небольшую дистанцию между парами для укрепления и предохранения от обсуждения с другими парами. | Используйте стимулирующие, специфичные вопросы или темы для обсуждения с учениками. Моделируйте активное слушание и ответы. Назовите А и Б чтобы установить тему (например, А слушает, а Б говорит, затем наоборот. Попросите учеников задать вопрос, на который они хотят получить индивидуальный ответ, который затем будет обсуждаться в парах. Установите цель для каждой пары – например, дайте ответ вот на это. |
Стратегии и приемы | Снежный ком | Цель: Помогает использовать переговоры, сопереживание и обоснование Организация: Стандартная для работы в классе | Во первых, ученики должны каждый индивидуально дать ответ. Затем делятся с партнером и согласовывают их два ответа в один. Пары затем объединяются с другими парами и повторяют процесс. Таким образом, четыре ответа синтезируются в один. Например: Первый ученик выбирает три вещи для идеальной жизни. Пары затем обсуждают и выбирают из 6 только 3. Четыре ученика затем также выбирают до трех вещей из 6-ти. |
Стратегии и приемы | Думай-в паре-делись | Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей Организация: Ничего специального | Учитель задает вопрос, наблюдение или задачу - > Ученики думают и пишут ответы каждый индивидуально - > Ученики образуют пары и объединяют свои лучшие вопросы - > Ученики делятся своими новыми улучшенными ответами с классом |
Стратегии и приемы | Аквариум для золотой рыбки | Цель: Дает возможность экспертам презентовать идеи, развивает способность обосновывать, задавать аналитические вопросы, обмениваться идеями. Организация: Экспертов отсаживают отдельно, в «аквариум» | Эксперты готовят проверочные вопросы для остальных, оценивают, выдвигают новые гипотезы, обобщают и так далее. |
Стратегии и приемы | Мозаика | Цель: Структурированный способ работы с серией вопросов работы в группе. Организация: Разместите группы по 3-4 по всему классу. | Каждой Исходной группе дается общее задание. Представлен раздаточный материал. Материал для чтения сохраняется для управления длительностью и сложностью. Если в группе четыре ученика, то группе задается четыре вопроса или задания для каждого ученика внутри основного задания для этой группы. Вопросы или задания разделены в каждой группе самостоятельно учениками. • Все ученики перегруппируются в экспертные группы согласно их вопросам или заданию для работы над общей проблемой и выводом. В конце обсуждения каждый ученик становится экспертом в своем вопросе, так как обсудил этот вопрос с другими учениками в экспертной группе. •Переформируется исходная группа. Исходной группе задается последнее задание. Это может быть и вывод, и может быть и новое задание. Решающим элементом является обеспечение того, что ученики строят объединенную «мудрость» исходной группы для того чтобы завершить задание. |
Стратегии и приемы | Слушающая тройка | Цель: Является структурированным средством для извлечения информации, развивающим концепцию и понимание процесса предмета разговора. Также продвигает самоанализ путем роли наблюдателя. Организация: Ученики сидят по три, двое сидят напротив, один немного в стороне – не участвует, но наблюдает. | Ученики работают в группе по три. Каждый ученик имеет роль говорящего, задающего вопросы и записывающего. Говорящий что-либо объясняет или комментирует вопрос или выражает мнение. Задающий вопросы подсказывает и просит пояснения. Записывающий делает заметки и дает результат в конце разговора. В следующий раз роли меняются. |
Стратегии и приемы | Стоп-кадр | Цель: Кинестетический подход для поддержки обсуждения. Организация: Начать в кругу и затем разбиться на группы – передвиньте столы так, чтобы было пространство для движения. | Учеников просят создать стоп-кадр темы, истории и утверждения. Стоп-кадр это точка на которой «камера» остановила работу – у стоп-кадра есть начало и конец, которые не видны классу ( поэтому и отличается от фотографического отображения). Группы показывают свои стоп-кадры классу, чтобы обсудить что происходит на картинке. |
Стратегии и приемы | Стратегия "Посол" | Цель: Активное слушание, публичное выступление и ясность изложения, разделение и создание взаимозависимости. Организация: Разместить группы по 3-4 человека в классе. | Когда группа выполнила задание, один ученик из каждой группы выбирается «представителем» и перемещается к другой группе, чтобы объяснить и обобщить, и выяснить идеи другой группы. Затем представитель возвращается в свою группу, чтобы сообщить, что он узнал. Это эффективный метод избегания скучного и повторяющегося «сообщения своей группе». Это также способствует использованию языка представителя и создает группу активных слушателей. |
Стратегии и приемы | Группа радуги | Цель: Каждый ребенок слушает ( в исходной группе) и говорит (цветной группе) Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Рассадите учеников в группы по темам (одна тема на всех или разные темы для каждой группы) для обсуждения (это «исходная группа -радуга»). После обсуждения ученикам дают цвет или перегруппируют соответственно одному цвету. Новые группы состоят из участников «исходных » групп. Затем ученики возвращаются с тем, чтобы рассказать что обсуждалось в группе. Это затем приводит к дальнейшему обсуждению. |
Стратегии и приемы | Автобусная остановка | Цель: Принимать во внимание чужие идеи, целостно обсудить тему или вопрос, активно и пассивно. Организация: Серии станций в комнате с бумагой и ручкой (или раздайте группе разноцветные карандаши – поэтому нужно следить кто что нарисовал) | Разместите каждую малую группу на станции, дайте 10 минут обсудить провокационный вопрос и записать их мысли на бумаге или доске. По истечению времени, группа перемещается к другой станции, где группа продолжает работу предыдущей группы. Перемещение происходит каждые 10 минут, пока каждая группа не побывала на каждой позиции и обдумала мысли всех групп. |
Стратегии и приемы | Диспут | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. Спикер группы выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. | В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят. |
Стратегии и приемы | Работа с визуальными свидетельствами | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. Много фото, рисунков, или схем, предметов по учебной теме. | Группа обсуждает, что характеризует каждый предмет, как это можно систематизировать, раскладывает в определенном порядке или на постере рисует классификацию данных визуальных материалов. Защищает свою позицию. Возможны другие задания, в зависимости от характера визуальных свидетельств. |
Стратегии и приемы | Диалог на стикере | Цель: Публичное обсуждение, без надобности публичного выступления, визуальные , кинестетические и слуховые элементы, хорошо иметь что-то ощутимое для обсуждения. Организация: Стикеры для всех учеников, пространство для передвижения. | Много разных способов – можно взять несколько кусков бумаги и написать там вопросы или утверждения, а ученики читают и пишут комментарии; группы по 3/4/5 должны отвечать на вопросы на стикерах или комментировать, потом делиться, обсуждать и презентовать; можно использовать «роль на стене» и ученики выражают их мнение/эмоции на стикерах. |
Стратегии и приемы | Пинг-понг | Цель: Актуализация знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений. Формирует умения: для заданного конкретного объекта выделять имена признаков; определять значения признаков объекта по заданному имени признака. Организация: Класс делится на команды. | Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением. Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Игра может использоваться в любом учебном предмете. Особенно – для объектов, которые требуется описывать по определенному плану (части речи, природные зоны, живые организмы и т. д.). |
Стратегии и приемы | Игровая цель | Цель: Актуализация знаний учащихся, способствующий накоплению знания и навыков по определенной теме. Организация: Класс делится на команды. У учителя есть фишки. | Задается массив задач или заданий. Каждое выполненное задание учитель проверяет и выдает за правильное решение фишку. Побеждает команда набравшая наибольшее количество фишек. Она получает медаль или приз. |
Стратегии и приемы | Целое-часть | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Класс делится на команды. У учителя есть фишки. | По первой паре слов вам следует определить, какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое. Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, который соответствует найденному правилу. За каждое правильное решение фишка команде (паре). Пример. 1. Автомобиль - колесо; ружье - а) стрелять б) курок в) оружие |
Стратегии и приемы | Зигзаг | Цель: Совершенствование навыков критического мышления и саморегуляции Организация: Класс делится на команды по 5 человек | Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. В рабочей группе все 5 человек изучают 1/5 всего текста, затем расходятся по дочерним группам, где ученики должны будут рассказать каждый свою часть текста. |
Стратегии и приемы | Инсерт | Цель: Совершенствование навыков критического мышления и саморегуляции. Авторы приёма - Воган и Эстес. Организация: Класс делится на пары | "Инсерт" - это: I - interactive - самоактивизирующая N - noting S - system - системная разметка E - effective - для эффективного R - reading - чтения T - thinking - и размышления Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы); Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. |
Стратегии и приемы | Прокуроры-адвокаты | Цель: Совершенствование навыков критического мышления и саморегуляции. Организация: Класс делится на группы по 3-4 человека (пары) | Прокуроры ищут в новом учебном материале все отрицательные стороны, а адвокаты -положительные стороны (явления, события исторического, писателя, произведения, способа решения задачи и так далее). |
Стратегии и приемы | Рыночная палатка | Цель: Совершенствование навыков критического мышления и саморегуляции. Организация: Класс делится на группы по 3-4 человека (пары) | Каждая группа создает проект, спикер группы защищает ее, затем все остальные группы оценивают стикерами проекты, нельзя голосовать только за свой родной проект. Побеждает та группа, которая получит наибольшее количество стикеров. |
Стратегии и приемы | Идеальный проект | Цель: Совершенствование навыков критического мышления. Стратегия позволяет формировать: умения определять проблему; умение находить и формулировать пути решения проблемы; умение выбирать сильное решение. Организация: Класс делится на группы по 3-4 человека | Пример. Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь. |
Стратегии и приемы | SWOT - анализ | Цель: Совершенствование навыков критического мышления. SWOT-анализ – это методика стратегического планирования, заключающаяся в разделении факторов и явлений на четыре категории. SWOT-анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны анализируемого явления, проекта, организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Организация: Класс делится на группы по 3-4 человека | https://ru.wikipedia.org/wiki/SWOT-анализ |
Элементы урока | Название | Цель / Организация / Описание | Как это работает / Пример |
---|---|---|---|
Стратегии и приемы | 10 вопросов | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Учитель загадывает нечто (число, предмет, портрет , формула, понятие и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти 10 вопросов учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет». Можно заготовить шапочку или приклеить стикер на лоб. Ученик не видя что на шапочке , одевает ее на голову. Ученик должен задавать классу вопросы, а класс отвечает только «да» или «нет». Ученик таким образом, должен определить, что на шапочке изображено. |
Стратегии и приемы | Лови ошибку! | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки условным знаком. Б) Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими. |
Стратегии и приемы | Пресс-конференция | Цель: Совершенствование навыков критического мышления. Учитель намеренно не полно раскрывает тему и предлагает ученикам в группах сформулировать вопросы, чтобы полнее раскрыть тему. Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный, проблемный, самый важный, самый оригинальный вопрос. Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов и так далее. |
Стратегии и приемы | Дебаты | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоёв, учёных разных эпох. До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры: 1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников. 2. Группы вступают в диспут. 3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)? |
Стратегии и приемы | Тренировочная контрольная | Цель: Способствует развитию саморегуляции у учеников Организация: Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников | Возможны и другие послабления: например, пользование учебником или списком словарных слов. Тренировочная контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется. Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт, подготовить учеников к новому уровню требований. |
Стратегии и приемы | Пересечение тем | Цель: Позволяет формулировать идеи, способствует развитию критического мышления. Организация: Работа в группах по 5-6 человек. | Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезу, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. |
Стратегии и приемы | Деловая игра "Компетентность" | Участники: 2 команды учащихся – конкуренты. Группа учеников, определяющих победителя – наниматели. Спорные вопросы решает арбитр. До игры: 1.Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются команды, определяется состав фирмы – нанимателя. | Во время игры: 1. Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5 заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется, задающая вопрос команда сама должна на него ответить. Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает по 5-балльной системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ. 4. Наниматели совещаются и принимают решения – кто принят на работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий «разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы. Оптимальный состав команды – 4 – 6 человек. |
Стратегии и приемы | Время Круга | Цель: Поделиться идеями, опытом, мыслями. Продвигать понимание самого себя и других. Формулирование вопросов группы. Организация: Все сидят в круге на стульях или на полу. Есть предмет (например мяч), который держит только говорящий. | Учитель сидит также ,как ученики, на стуле или на полу. Это говорит о том, что учитель является посредником, а не директором в этом специальном классном задании. Учитель несет ответственность за соблюдение структурных правил Времени Круга, защиту эмоций каждого ученика и подготовку подходящих заданий. Учитель должен быть готов завершить задание, если ученики постоянно нарушают правила. Самым важным правилом по Времени Круга это, то что абсолютно все должны участвовать в обсуждении. Это одно из первых заданий, которые необходимо провести. Необходимо обсудить три основных правила: Говорить должен только один – предмет разговора должен способствовать правилу. Вы можете «передать слово», если вы не желаете говорить о чем либо. Никаких резких замечаний. |
Стратегии и приемы | ТВ шоу | Цель: Много разговоров и слушания, визуальные так и слуховые, легкие точки сравнения для многих учеников (и учителей!). Организация: Зависит от того, какое шоу вы хотите показать. | Учитель-ведущий с учениками, как с разными героями, обсуждают тему. Аудитория задает вопросы, участвует в обсуждении, сверстники оценивают и т.д. Это может быть в стиле Клуб знатоков, Кто возьмет миллион, Своя игра, Поле чудес и др. |
Стратегии и приемы | Стратегии "адвокат" и "психолог" | Ученик, которому досталась роль адвоката защищает учеников от чрезмерно сложного домашнего задания, улаживает спорные вопросы об оценках по письменным работам и пытается разрешить другие спорные вопросы, возникающие на уроке. Эта роль может быть постоянной. Ученик, которому досталась роль психолога оценивает атмосферу урока, степень её дружественности или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме замечания любому участнику урока, в том числе учителю. |
|
Стратегии и приемы | Вопрос-итог | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока. | Например: Что на уроке было главным? Что было интересным? (следует различать главное и интересное) Что нового сегодня узнали? Чему научились? На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек. |
Стратегии и приемы | Звонки на радио | Цель: Активное слушание, показывает много сторон обсуждения. Организация: Учитель ( или ученик) - ведущий на радио, принимает четырех гостей (учеников) и аудиторию (остальные ученики) | Тема обсуждения устанавливается ведущим на радио. Четыре гостя получают ролевые карточки и должны играть роль как на карточке. Аудитория сверстников оценивает, «названивает» с вопросами, делает заметки и т.д. |
Стратегии и приемы | Три правды и одна ложь | Цель: Развитие критического мышления учащихся Организация: Приготовить карточки, где написаны три правды и одна ложная информация по теме | Ученики обсуждают и делают выводы, что является истинным, а что ложным. |
Стратегии и приемы | Фактологический диктант | Цель: Позволяет формировать такие качества, как собранность, воля, умение распределять время, способствует развитию саморегуляции. Организация: Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). На партах только чистый лист и ручка, допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведётся в высоком темпе. | Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании работы, затем 2 - 3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния. |
Стратегии и приемы | Шесть шляп мышления | Цель: Разделить различные части мышления, чтобы обсудить более эффективно и быть более осведомленным о влиянии на ваши мысли. Шесть шляп мышления (Де Боно) Организация: Разделить учеников на 6 групп. | Существует шесть шляп, каждая представляет разные элементы мышления. Ученикам дают шляпу (реальную или вымышленную) и просят продумать обсуждение с использованием шляпы. Смысл – создать карту, покрывающую разные элементы вопроса или идеи. Класс можно разделить на разные шляпы и учитель может управлять обсуждением. Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка. Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд. |
Стратегии и приемы | Стратегия "Конверт" | Цель: Совершенствование навыков критического мышления Организация: Стандартная рассадка группы с пространством для движения и обсуждения. | Напишите 2-3 вопроса, (в соответствии с целями обучения) на конвертах. Подготовьте несколько конвертов для того, чтобы у каждой группы был свой. Дайте две минуты на каждый: ученик пишет имя и ответ на стикере; по истечении двух минут конверт передается до тех пор пока все не ответили на эти 2-3 вопроса. Соберите стикеры и прочитайте некоторые ответы вслух (анонимно); класс рассуждает о том, насколько точным является тот или иной ответ. |
Стратегии и приемы | Спектр ценностей | Цель: Выражать мнения, показать ценности, обсудить разность мнений, привлечь к публичному выступлению. Организация: Использовать часть веревки или резинки для спектра; нанести стрелки по краям; нанести два противоположных мнения по обе стороны. | В этом формате ученики или группы учеников должны ответить на провокационные утверждения, соглашаясь или не соглашаясь. Несколько способов: учеников просят подойти и встать возле той веревки, на которой написано то, с чем они согласны, также, сначала учеников просят обсудить утверждение в группе, затем от имени своей группы разместить карточку возле линии или веревки, где они согласны, объясняя причину их позиции. Это отличный формат сравнения разных вопросов и выяснение противоречий в мышлении учеников |
Стратегии и приемы | Горячий стул | Цель: Драматический предмет для поощрения сопереживания, понятия «понимания» содержания, позволяет изучать вопросы и обоснование позиции. Организация: Один ученик впереди, стулья расставлены в полукруг. | Один ученик выходит вперед, выражает свое мнение и отвечает на вопросы по теме. Могут выступать ученики с определенной точкой зрения или ученики, принявшие роль, чтобы сделать вопрос менее личным или больше по содержанию. Например, ученики могут играть определенную роль или тип человека ( напр. Гордон Браун или молодая одинокая мама) |
Стратегии и приемы | Синквейн | Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существуют определенные правила: 1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. УЧИТЕЛЬ 2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ 3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ 4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ 5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. МАСТЕР |
|
Стратегии и приемы | Блиц-контрольная | Цель: Способствует развитию навыков саморегуляции. Организация: Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики. Включает в себя 7 – 10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание. | До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики приступают к работе, прекращают также по команде. После: а) учитель диктует правильные ответы. Ученики отмечают знаком «+» и «-» свои результаты; б) небольшое обсуждение по вопросам учеников; в) задаётся норма оценки; г) отметки выставляются в журнал по усмотрению учителя. |
Стратегии и приемы | Трехшаговое интервью | Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей Организация: Группы по четыре | Поделите группы из четырех на пары: А и Б, В и Г. 1 шаг - А интервьюирует Б, а В интервьюирует Г, 2 шаг – наоборот Г-В, а Б –А , 3 шаг - каждый ученик делится информацией о своем партнере в группе из четырех. |
Стратегии и приемы | Трехшаговое интервью | Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей Организация: Группы по четыре | Поделите группы из четырех на пары: А и Б, В и Г. 1 шаг - А интервьюирует Б, а В интервьюирует Г, 2 шаг – наоборот Г-В, а Б –А , 3 шаг - каждый ученик делится информацией о своем партнере в группе из четырех. |
Стратегии и приемы | До и после | Цель: Структурированный способ развития критического мышления. Формирует умение, прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; умение сравнивать и делать вывод. Организация: Группы по четыре. | В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. |
Стратегии и приемы | Фишбоун (Рыбный скелет) | Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей Организация: Группы по четыре | Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Пример. Русский язык: голова - Орфограммы-гласные буквы верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные нижние косточки - морфема, правило хвост- знать условия выбора буквы. |
Стратегии и приемы | Согласен-несогласен | Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей Организация: Группы по четыре | Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». Пример. При изучении темы «Мультимедийная презентация», можно предложить следующие высказывания: 1. Презентация состоит только из текста и картинок. 2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде. 3. Чем больше текста, тем лучше. 4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически. 5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше. 6. Презентация может носить обучающий характер. Заметьте, полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает «идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся. |
Стратегии и приемы | Ментальная карта | Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей Организация: В паре или индивидуально | https://trends.rbc.ru/trends/education/602e8b029a79479cc9e27696 |
Стратегии и приемы | Японские "Хокку" | Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей. ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Генетически связан с танка. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Организация: Индивидуально или в паре. | Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии. Пример. Опавший пион – По-своему прекрасен С одним лепестком. |
Стратегии и приемы | Бриллиант | Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей. Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению Организация: Индивидуально или в паре | 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному. Пример. Город Большой, древний Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня |
Стратегии и приемы | Яблоня ожиданий | Цель: Структурированный способ рефлексии. Организация: Перед занятием нужно подготовить рисунок яблони. Нужны также яблочки разного цвета в большом количестве. Учитель делит учащихся на 3-4 группы. Называет кратко тему занятия. Раздает группам разные яблочки. | Дети в группах пишут на яблочках свои ожидания по теме. (5-7 наиболее важных). Далее идет работа по теме занятия. В конце урока при подведении итогов работы по теме зачитываются ожидания учащихся. Если оно подтверждено на уроке, то на яблоню крепится яблочко. Выясняется какие яблочки остались несобранными. |
Стратегии и приемы | Диаграмма Венна | Цель: Структурированный способ развития идей и мыслей. Организация: Индивидуально или в паре. Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого. | Пример. Уголь, соль: Общее- Одинаковое окончание слова (оль)- Продукт- Продукт пищевой промышленности- Продукт добывающей промышленности Различия:Соль- Различия: Уголь Полезное ископаемое- Минеральное вещество- Органическое вещество Начало слова на букву «с»- Начало слова на букву «у» Товар- Можно добывать выпариванием- Добывают в шахтах и т.д. https://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_Венна |
Стратегии и приемы | Прием ЗХУ | Цель: Способствует развитию критического мышления. Организация: Индивидуально или в паре. Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. | Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал». |
Стратегии и приемы | Рюкзак | Цель: Способствует развитию критического мышления. Организация: Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. | Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример. я научился составлять план текста я разобрался в такой-то теме я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д. Источник: Летние школы НооГен: образовательный экстрим. -М.: Эврика, 2005.- 240 с. |