МОДО 9 класс (Грамотность чтения) Русский язык

Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) для учащихся 9 класса включает в себя задания по грамотности чтения (тексты на русском языке) — 15 тестовых заданий.

МОДО 9 класс (Грамотность чтения) РУС

Русский язык

15 тестовых заданий

 

1 / 15

Уж кто из современных художников имеет чувство юмора, так это голландец Флорентин Хофман. Художник считает, что чем предметы больше, тем они лучше. Если вещь имеет нормальный размер – это прекрасно, но намного интереснее, если она будет огромной. Может быть инсталляция Флорентина Хофмана и не претендует на то, чтобы стать в ряд с шедеврами мирового искусства, зато они, без сомнения, вызывают удивление, улыбку и делают мир хоть немного веселее. Экспонаты Флорентина Хофмана не могут поместиться в обычных галереях. Поэтому они располагаются обычно в публичных местах: в парках, в скверах, в любимых местах отдыха взрослых и детей. Одна из самых известных его работ – жёлтый резиновый утёнок, созданный в рамках выставки современного искусства Estuaire 2007 – важно покачивался на волнах реки Луары (Франция) и смотрел на зрителей с высоты своего 26-метрового роста. На днях в акватории города Сидней появилась большая жёлтая уточка – гигантская копия нашей детворы из ванных комнат. Дружественный плавающий утёнок обладает исцеляющими свойствами и может помочь в разрешении мировой напряжённости. Резиновый утёнок мягкий, доброжелательный и подходящий для всех возрастов! Жители этого австралийского города, а также его гости были весьма удивлены, когда в гавань вошла гигантская жёлтая уточка. Свидетелями этого события стали сразу 30 тысяч человек. Подобные игрушки есть у многих дома в ванной комнате. Они очень умилительны, а потому всегда вызывают улыбку при взгляде на них. Вот этого же эффекта хотел добиться Флорентин Хофман, выпуская жёлтую утку высотой в двадцать метров в акваторию залива города Сидней. Художник Флорентин Хофман просит не искать в этой своей работе никаких политических и социальных мотивов. Он призывает людей смотреть на гигантскую ванную уточку и улыбаться – никаких других целей он перед собой не ставил, создавая это произведение искусства. Определите стиль данного текста

2 / 15

Уж кто из современных художников имеет чувство юмора, так это голландец Флорентин Хофман. Художник считает, что чем предметы больше, тем они лучше. Если вещь имеет нормальный размер – это прекрасно, но намного интереснее, если она будет огромной. Может быть инсталляция Флорентина Хофмана и не претендует на то, чтобы стать в ряд с шедеврами мирового искусства, зато они, без сомнения, вызывают удивление, улыбку и делают мир хоть немного веселее. Экспонаты Флорентина Хофмана не могут поместиться в обычных галереях. Поэтому они располагаются обычно в публичных местах: в парках, в скверах, в любимых местах отдыха взрослых и детей. Одна из самых известных его работ – жёлтый резиновый утёнок, созданный в рамках выставки современного искусства Estuaire 2007 – важно покачивался на волнах реки Луары (Франция) и смотрел на зрителей с высоты своего 26-метрового роста. На днях в акватории города Сидней появилась большая жёлтая уточка – гигантская копия нашей детворы из ванных комнат. Дружественный плавающий утёнок обладает исцеляющими свойствами и может помочь в разрешении мировой напряжённости. Резиновый утёнок мягкий, доброжелательный и подходящий для всех возрастов! Жители этого австралийского города, а также его гости были весьма удивлены, когда в гавань вошла гигантская жёлтая уточка. Свидетелями этого события стали сразу 30 тысяч человек. Подобные игрушки есть у многих дома в ванной комнате. Они очень умилительны, а потому всегда вызывают улыбку при взгляде на них. Вот этого же эффекта хотел добиться Флорентин Хофман, выпуская жёлтую утку высотой в двадцать метров в акваторию залива города Сидней. Художник Флорентин Хофман просит не искать в этой своей работе никаких политических и социальных мотивов. Он призывает людей смотреть на гигантскую ванную уточку и улыбаться – никаких других целей он перед собой не ставил, создавая это произведение искусства. Определите тип данного текста

3 / 15

Социальные сети отвечают на естественное человеческое желание стать видимым, сообщить миру о себе. Людей сюда приводит не просто желание сказать «вот я» или переброситься ссылками, но и мнения, наблюдения и жизненные позиции, которые хочется выразить. Вся структура соцсетей обслуживает желание и способность аудитории к чтению и письму, искусство формулировать чувства и мысли, аргументировать позиции и поверять их полемикой с оппонентами. Тем не менее, миллионы людей по всему миру страдают от недуга, который лишь на первый взгляд кажется безопасным увлечением, а на самом деле приводит к стрессу и серьёзным расстройствам психики. Социальные сети обладают значительным риском возникновения зависимости. Для этого существует несколько причин. Первая причина заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу. Мы испытываем приятные эмоции, читая доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв. Желание повторного получения этих эмоций несёт нас вновь на просторы соцсетей, заставляя там проводить всё больше времени. Вторая причина – особенности усвоения информации. Человек получает разнородную информацию мелкими порциями за маленький промежуток времени. Прочитал коротенький комментарий, ответил, сразу открыл новости, там уткнулся взглядом в интересный пост в сообществе про науку, стал читать, параллельно включив аудиозапись, не дочитал, так как внимание отвлекло сообщение от друга, ответил и зашёл на страничку этого друга посмотреть, что там новенького. К такому режиму работы мозг привыкает быстро. Дело в удобстве, быстроте и доступности соцсетей! Чтобы получить удовольствие от мнения другого человека о твоей фотографии, не надо много мучиться. Придумал логин и одним кликом просмотрел, сколько человек «лайкнуло» твоё фото. Чтобы занять своё внимание чем-то не напрягающим, не нужно искать интересную статью в поиске: открыл контакт, начал читать новости, смотреть обновления. Быстрота, доступность – важные _________ формирования любой зависимости. Человек инстинктивно ищет самые лёгкие пути для достижения удовольствия, пусть эти пути неэффективны и приводят к вредным последствиям. (294 слов) Вопрос, на который нельзя ответить, используя информацию текста

4 / 15

Социальные сети отвечают на естественное человеческое желание стать видимым, сообщить миру о себе. Людей сюда приводит не просто желание сказать «вот я» или переброситься ссылками, но и мнения, наблюдения и жизненные позиции, которые хочется выразить. Вся структура соцсетей обслуживает желание и способность аудитории к чтению и письму, искусство формулировать чувства и мысли, аргументировать позиции и поверять их полемикой с оппонентами. Тем не менее, миллионы людей по всему миру страдают от недуга, который лишь на первый взгляд кажется безопасным увлечением, а на самом деле приводит к стрессу и серьёзным расстройствам психики. Социальные сети обладают значительным риском возникновения зависимости. Для этого существует несколько причин. Первая причина заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу. Мы испытываем приятные эмоции, читая доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв. Желание повторного получения этих эмоций несёт нас вновь на просторы соцсетей, заставляя там проводить всё больше времени. Вторая причина – особенности усвоения информации. Человек получает разнородную информацию мелкими порциями за маленький промежуток времени. Прочитал коротенький комментарий, ответил, сразу открыл новости, там уткнулся взглядом в интересный пост в сообществе про науку, стал читать, параллельно включив аудиозапись, не дочитал, так как внимание отвлекло сообщение от друга, ответил и зашёл на страничку этого друга посмотреть, что там новенького. К такому режиму работы мозг привыкает быстро. Дело в удобстве, быстроте и доступности соцсетей! Чтобы получить удовольствие от мнения другого человека о твоей фотографии, не надо много мучиться. Придумал логин и одним кликом просмотрел, сколько человек «лайкнуло» твоё фото. Чтобы занять своё внимание чем-то не напрягающим, не нужно искать интересную статью в поиске: открыл контакт, начал читать новости, смотреть обновления. Быстрота, доступность – важные _________ формирования любой зависимости. Человек инстинктивно ищет самые лёгкие пути для достижения удовольствия, пусть эти пути неэффективны и приводят к вредным последствиям. (294 слов) Утверждение, соответствующее тексту

5 / 15

Большая часть территории Мангыстауской области - воспетая в стихах сотен поэтов пустыня, чьи пески, перешептываясь под касанием ветра, помнят далекие времена. Недаром на Мангышлаке так много естественных памятников прежнему - тысячи наскальных рисунков наших предков, осыпавшихся от многолетья останков домов, выглаженных солнцем пустыни черепов животных и других объектов, навевающих благоговение перед ходом времени. Каменные конкреции Мангышлака озадачивают всех исследователей и наводят на мысли о вечном и непостижимом скептическим разумом. Все так, ведь это край паломничества к культовым объектам - мечетям Бекет-Ата, Шакпак-Ата, Шопан-Ата, Масат-Ата. Стройные очертания мавзолеев, изысканность орнамента и архитектурное мастерство зодчих ушедшего времени оставляют незабываемое ощущение прикосновения к той красоте, которая живет в веках и не умирает даже с закатом эпохи. Ранее здесь пролегал Великий Шелковый путь. Вдоль него на плато Устюрт располагались крепости, поселения, караван-сараи. Созданный в 1980 году Мангыстауский историко-культурный заповедник насчитывает более 12 ООО памятников истории и культуры, из них 139 взяты под охрану государства, 20 из них - памятники республиканского значения. Здесь - воплощенная история всех периодов развития прикаспийских народов. Пять музеев Мангыстауской области хранят для всех археологические и палеонтологические находки, открывшиеся исследователям этих земель. Мангыстау - настоящий археологический заповедник под открытым небом. Утверждение «Мангыстау - настоящий археологический заповедник под открытым небом» является

6 / 15

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАЛИ РЕЖЕ ЧИТАТЬ КНИГИ

Kнига давно перестала быть единственным источником информации или способом развлечения. Темп жизни постоянно растёт. Люди всё время отвечают на звонки и сообщения, проверяют соцсети и порой решают несколько задач сразу. Событий в жизни становится так много, что само- ощущение времени меняется. Значит ли это, что мы читаем меньше? Bо-первых, всѐ больше людей предпочитает бумажным книгам аудио или электронные версии, потому что это удобнее. Так, в 2021 году 38% опрошенных хотя бы раз за последние две недели читали бумажные книги и столько же – электронные. Bо-вторых, чтение не ограничивается книгами. Медиа – важный источник информации, и у современных изданий, кажется, всѐ в порядке. Сейчас их читают 53% населения. Mожно посмотреть на ситуацию ещё шире. Чтение – это в первую очередь потребление информации. С этим у нас проблем нет. Мы проверяем соцсети, пока чистим зубы, и смотрим видео, когда завтракаем. Слушаем подкасты или музыку по дороге на работу, а в офисе проверяем корпоративную почту и мессенджеры. Вечером читаем новостную рассылку или смотрим сериал в онлайн-кинотеатре. Cотни гигабайтов видео, изображений, звуков и текста каждый день – мы буквально тонем в информации. По разным подсчѐтам, современный человек в среднем потребляет информацию в течение 69% времени бодрствования, а для людей из развитых стран этот показатель стремится к 100%. Если измерять в байтах и гигабайтах, мы получаем в 90 раз больше сведений, чем люди 1940-х годов, и в четыре раза больше, чем те, кто жил в начале XXI века. B мире, где информация приходит буквально из каждого «утюга», мы стараемся читать лишь интересное нам. Теперь важно не только качество, но и оформление сведений. B результате чтение не исчезло, но стало более точечным и фрагментарным. Это видно по снижению интереса к художественной литературе, которой люди всѐ больше предпочитают нон-фикшен, журналистику, блоги и соцсети. А, например, учёные теперь куда чаще публикуют исследования в научных журналах, а не в книгах. Cегодня читательская культура стоит на пороге глобальных перемен: количество информации постоянно растёт, а люди всё реже обращаются за знаниями к книгам. Однако это вовсе не значит, что человечество движется к невежеству. Cамо чтение книг никуда не пропало и в ближайшее время не планирует. Так, если верить данным американской некоммерческой организации, количество читающих книги людей в разных поколениях остаётся примерно одинаковым. Как среди тех, кто родился в середине прошлого века, так и тех, кто всю жизнь провел в цифровой эпохе. Чтение же в своё удовольствие ещё долго будет видом досуга. С целью привлечь внимание к проблеме текста автор использует

7 / 15

*** Легко ли быть гением?

Hапрасно ходят легенды о волшебстве, легкости творчества избранных. Великих художников чаще всего окружал жестокий мир их неосуществлѐнных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера – творить! Cреди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. Микеланджело- признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Человек, создавший мир. Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха. B 26 лет он взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора. А ещѐ он поэт. Хороший. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни. Cтоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились. Tакова магия истинного искусства… Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись Рембрандта и Рублева… Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам! Эти гении сделали прекрасное доступным каждому смертному, принесли красоту в каждый дом!.. Hо всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? Трудно вообразить всю тяжесть их творческих порывов, потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец! Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты. Aвтор ставит Микеланджело в один ряд с

8 / 15

***

1. Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его живительной силой, дающей жизнь. Человек всегда стремился понять, как образуется дождь. 2. Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе. С поверхности водоемов, почвы и растений вода испаряется, попадает в атмосферу, где впоследствии и происходит образование дождевых туч, которые перемещаются воздушными потоками в разных направлениях и выпадают совсем не там, где образуются первичные облака. В процессе круговорота воды в природе происходит циклическое перемещение воды в земной атмосфере. В этот цикл входит испарение, конденсация и осадки. 3. Интенсивность испарения зависит от температурного фактора, влажности и скорости перемещения воздушных потоков – ветра. Атмосферный водяной пар по большей части поставляется из теплых областей – океанических тропиков и субтропиков. В среднем обновление водяного пара в атмосфере происходит раз в 10 дней. По мере продвижения насыщенного влагой воздуха в верхние слои атмосферы он охлаждается и расширяется за счет понижения давления. Далее происходит конденсация, образуются мельчайшие капельки, слагающие облака. Внутри облаков капли постоянно перемещаются, движутся вниз, увеличиваются в размерах и, в конце концов, могут выпасть на землю в виде дождя. При этом капли, находящиеся в верхней части облака, могут оставаться жидкими даже при температуре ниже 0° С. 4. Известно, что дождь стал причиной появления прогнозов погоды по радио. Когда американский владелец радиостанции попал под дождь, он учредил новую рубрику прогноза погоды, которая рассказывала о дожде несколько раз в сутки. Все фразы Гидрометцентра о дожде имеют конкретный смысл. Например, при фразе «кратковременный дождь» имеется в виду, что продолжительность дождя будет не больше 3 часов. Фраза «ожидается дождь» означает продолжительность дождя не менее полусуток. Фраза «без существенных осадков» вовсе не означает, что дождя не будет, это значит, что дождь выпадет не больше 0,3 литра на квадратный метр. 5. Человек может остаться под дождем совершенно сухим, если находится в пустыне. На самом деле дожди в пустыне бывают, но о дожде невозможно узнать, т. к. капли просто не долетают до земли, испаряясь под воздействием горячего воздуха. Информация, отсутствующая в тексте

9 / 15

Всемирный день компьютерной клавиатуры 1. Всемирный день компьютерной клавиатуры занимает в календаре два дня. Это 11 и 12 апреля каждого года Такой факт связан с тем, что именно эти дни апреля являются 101 и 102 днями года. Эти даты выбраны мировым сообществом IT, ________ стандартная компьютерная клавиатура насчитывает 101 или 102 клавиши. Современные клавиатуры чаще насчитывают 104 клавиши, однако стандарт - это так называемая PCAT клавиатура. 2. На сегодня существуют сотни различных модификаций клавиатур, и различных по назначению, функциональности, эргономике, дизайну и раскладкам символов. Выделяются клавиатуры для персональных компьютеров, для ноут- и нетбуков, для планшетов и смартфонов. 3. Также существуют эргономичные клавиатуры для быстрого набора, ориентированные на профессии: программист, секретарь, журналист, писатель, коп копирайтер или рерайтер, наборщик текста. Они призваны оптимизировать работу и сберечь суставы рук пользователя, снизить нагрузку на них. В таких клавиатурах может быть изменена раскладка, а могут быть предусмотрены «пустые» клавиши, которые разметит сам пользователь с учетом своих нужд Часто изменена сама классическая форма клавиатуры, созданы определенные наклоны в целях лучшей эргономичности. Конкретно для дизайнерских профессий существуют особые наклейки на клавиатуру. 4. Стоит отметить специальные клавиатуры для людей с ограниченными возможностями. Например, клавиатура-«перчатка», условные участки которой отвечают за определенные буквы алфавита и символы. Внешне это устройство мало напоминает клавиатуру. Интересна также более привычная глазу клавиатура, но с увеличенным размером клавиш, адаптированная для людей с сильным дрожанием пальцев. Разработаны также программируемые клавиатуры. 5. Интересны и в определенных ситуациях полезны клавиатуры оригинального устройства и дизайна. Например, клавиатура, закрепляющаяся на запястье. Или проекционная клавиатура, являющая собой оптическую проекцию на поверхность стола, к примеру. Клавиатуры с подсветкой делают пользование ими удобнее. Яркие клавиатуры с веселыми рисунками для детей призваны делать общение ребенка с компьютером ненавязчивым. Моющиеся клавиатуры и клавиатуры с ультрафиолетовым облучением сберегут пользователя от инфекций. 6. Что касается символического признания важности клавиатур в жизни общества, то, помимо появления в 2013 году Всемирного дня компьютерной клавиатуры, ей уже поставили памятник. Это лэнд-арт скульптура в Екатеринбурге. Еще один памятник клавиатуре находится в Казахстане, в городе Костанай, на территории местного университета. Слово (сочетание слов) должно стоять на месте пропуски

10 / 15

1. Китай, расположенный на Дальнем Востоке, был труднодоступным местом. В 1271 году итальянец Марко Поло, сын купца из Венеции, добрался до Пекина со своим отцом и дядей и провёл многие годы в обществе китайского правителя Кублай Хана. 2. Они не были первыми европейцами, достигшими Китая. «Шёлковый путь» - дорога от Китая на Запад - использовался купцами с пятисотых годов до нашей эры. Но Поло были первыми из европейцев, кто объездил эту страну вдоль и поперёк и имел контакты с китайскими правителями. «Шёлковый путь» был опасен - ни один купец до Марко не прошёл его до конца. Китайцы уже к тому времени ходили на Запад, во втором веке до нашей эры они достигли Персии. 3. Западные купцы желали получить шёлк, специи и фарфор, которые они обменивали на золото и серебро. 4. Отец Марко Поло и его дядя Матео уже прожили в Китае пятнадцать лет, они вернулись в Италию, но затем в 1271 году приняли решение вернуться обратно, взяв с собой Марко. Они везли дары от Папы Григория X. 5. Хан продержал Марко при своём дворе семнадцать лет. посылая его с дипломатическими поручениями по всему Китаю. Благодаря уникальным способностям к языкам и к толковому описанию всего, что он наблюдал вокруг, Марко смог посылать отчёты Кублай Хану и позже в Венецию. 6. Джонки - эго были плоскодонные корабли с твёрдыми парусами из рогожи с поперечными планками, выносившие длительные путешествия. На джонке Марко Поло и вернулся на родину. Хан поручил Марко сопровождать китайскую принцессу в Персию, где она должна была выйти замуж за принца. После остановок на Суматре, на Яве, в Малайе, на Цейлоне (Шри-Ланка) и в Индии Марко Поло наконец доставил принцессу в Персию и поплыл в Венецию. 7. Во время путешествий Марко увидел множество вещей, неизвестных европейцам. Он восхищался огромными городами и кораблями странной формы на великих реках, он увидел, как люди пользуются бумажными деньгами, жгут уголь вместо дерева и печатают слова на бумаге при помощи деревянных блоков. Марко также обнаружил массу драгоценных камней и специй. 8. По его возвращении домой в 1295 году разразилась война между венецианцами и генуэзцами, и он попал в заключение. Там Марко диктовал свою историю своему соседу. Многие не верили рассказам Марко. 9. Он написал о разведке нефтяных и угольных месторождений, великолепных дворцах, парадах слонов, о подаренных Кублай Хану ста тысячах белых лошадей и изумительных драгоценных камнях, что явно превосходило всякое воображение венецианских граждан. На пороге смерти Марко Поло просили признаться в том, что он придумал свои приключения. Марко Поло ответил. «Я не рассказал и половины того, что видел». Основная идея текста отражена в цитате

11 / 15

1. Древнее озеро Тенгиз… Древние и птицы, гнездящиеся на его островах – удивительные розовые фламинго. С далёких времён эти птицы не изменились, как не изменился образ их жизни. 2. Фламинго – крупная птица, некоторые самцы весят до 4,5 килограмма. Самки мельче – их вес едва достигает трёх килограммов. Взрослые птицы нарядны во все времена года. Оперение их розовато-белое, а подмышечные перья и края крыльев пурпурно-красные. Ноги и голые участки кожи вокруг глаз розовые. Клюв двухцветный, его основание розовое, а вершина чёрная. Взрослые самцы и самки не отличаются друг от друга по окраске. Молодые птицы окрашены невзрачно: снизу они рыжевато-белые, сверху – серовато-бурые. 3. Внешность фламинго настолько оригинальна, что это дало повод зоологу прошлого века Г.С.Карелину сказать, что эта птица по своему виду выделяется среди пернатых так же, как верблюд среди четвероногих. И действительно, краснокрыл не похож ни на одну другую знакомую птицу. Массивный и как бы надломленный посредине клюв длиной 11 – 16 сантиметров вызывает недоумение. Шея и ноги длинные; стоящий на земле во весь рост фламинго достигает в высоту полутора метров. Это по праву самая длинноногая птица в мире. 4. Массовые скопления этих птиц на кормёжке представляют необычайно красивую картину: бело-розовая окраска птиц оттеняется синими водами озера и кажется особенно чистой под лучами казахского солнца. Ярко-красная окраска крыльев незаметна издали, так как крылья почти скрыты под напущенными на них перьями брюха. 5. Но вот птицы заметили какую-то опасность: моментально раскрываются крылья, краснеет весь строй, словно по нему пробежал огонь, и через минуту все птицы потянулись прочь. 6. Странное впечатление производят летящие фламинго. Шея и ноги вытягиваются в одну линию, и тогда кажется, что летит не птица, а длинная палка с крыльями. «Самая фигура фламинго до того нелепа, что становится красивой в своём безобразии», – писал выдающийся орнитолог П.П.Сушкин. Вопрос, на который нет ответа в тексте

12 / 15

1. Древнее озеро Тенгиз… Древние и птицы, гнездящиеся на его островах – удивительные розовые фламинго. С далёких времён эти птицы не изменились, как не изменился образ их жизни. 2. Фламинго – крупная птица, некоторые самцы весят до 4,5 килограмма. Самки мельче – их вес едва достигает трёх килограммов. Взрослые птицы нарядны во все времена года. Оперение их розовато-белое, а подмышечные перья и края крыльев пурпурно-красные. Ноги и голые участки кожи вокруг глаз розовые. Клюв двухцветный, его основание розовое, а вершина чёрная. Взрослые самцы и самки не отличаются друг от друга по окраске. Молодые птицы окрашены невзрачно: снизу они рыжевато-белые, сверху – серовато-бурые. 3. Внешность фламинго настолько оригинальна, что это дало повод зоологу прошлого века Г.С.Карелину сказать, что эта птица по своему виду выделяется среди пернатых так же, как верблюд среди четвероногих. И действительно, краснокрыл не похож ни на одну другую знакомую птицу. Массивный и как бы надломленный посредине клюв длиной 11 – 16 сантиметров вызывает недоумение. Шея и ноги длинные; стоящий на земле во весь рост фламинго достигает в высоту полутора метров. Это по праву самая длинноногая птица в мире. 4. Массовые скопления этих птиц на кормёжке представляют необычайно красивую картину: бело-розовая окраска птиц оттеняется синими водами озера и кажется особенно чистой под лучами казахского солнца. Ярко-красная окраска крыльев незаметна издали, так как крылья почти скрыты под напущенными на них перьями брюха. 5. Но вот птицы заметили какую-то опасность: моментально раскрываются крылья, краснеет весь строй, словно по нему пробежал огонь, и через минуту все птицы потянулись прочь. 6. Странное впечатление производят летящие фламинго. Шея и ноги вытягиваются в одну линию, и тогда кажется, что летит не птица, а длинная палка с крыльями. «Самая фигура фламинго до того нелепа, что становится красивой в своём безобразии», – писал выдающийся орнитолог П.П.Сушкин. Окраска, не соответствующая описанию внешнего вида взрослых фламинго

13 / 15

ЖИДКОЕ ЛИ СТЕКЛО?

1. Многие даже не подозревают о том, что вокруг нас есть множество предметов, которые имеют удивительные свойства. В 1994 году большое землетрясение ударило близ Лос-Анджелеса. Такие землетрясения заставляют нас задуматься. Насколько твердая земля под нашими ногами? Что вообще значит понятие твердости? 2. Каменноугольный пек (смола) кажется твердым, но это не так. На самом деле он является очень вязкой жидкостью, т.е. он жидкий. Вязкость - это мера сопротивления растеканию. Оливковое масло примерно в 100 раз вязче воды, а мед в 100 раз вязче масла. Вязкость пека больше вязкости воды в 230 миллиардов раз. В Кливлендском университете над пеком проводится самый продолжительный в мире эксперимент. В 1927 году пек был помещен в воронку. За 90 лет из нее упало всего 9 капель. Никто не присутствовал при падении капли. В 1988 году хранитель эксперимента Джон Мейнстон был близок к тому, чтобы увидеть, как падает капля. Он вышел из комнаты, чтобы налить себе чаю и пропустил заветный момент. Вы можете наблюдать за этим экспериментом онлайн, но так как последняя капля упала в 2014 году, то вряд ли Вам удастся в ближайшие годы увидеть заветное падение. 3. Другое вещество, которое является вязкой жидкостью, - это стекло. Стекло необычно тем, что оно является аморфным телом. Стекло охлаждается настолько быстро, что при переходе из жидкого в «твердое» состояние, молекулы не имеют времени выстроиться в упорядоченную кристаллическую структуру. Визуально твердым стекло делают атомы или молекулы, которые настолько сильно скреплены друг с другом химически, что они не могут проскальзывать рядом с другими. ______ отсутствие упорядоченной кристаллической структуры делает стекло всё же жидким, даже когда оно находится в визуально твердом состоянии. Именно из-за того, что стекло на самом деле жидкое, в оконных рамах в старых домах хорошо заметно, что стекла тоньше вверху, чем внизу. Это связано с тем, что некоторая часть стекла за долгие годы уже стекла сверху вниз. Поэтому в таких домах окна дребезжат в рамах, ведь вверху они уже тоньше, чем подготовленный для них зазор. 4.Что мы знаем про внутреннюю часть Земли? Под земной корой находится мантия, которая отвечает за движение тектонических плит и землетрясения. Твердая она или жидкая? Мы никогда не сможем увидеть мантию напрямую, но можем наблюдать лаву, которая является раскаленным камнем. Можно представить, что мантия очень на нее похожа. Мантия должна быть жидкой, потому что ей нужно течь. На самом деле - нет, потому что мантия является твердым телом. Волны с двигательным землетрясением могут распространяться сквозь мантию, но эти волны не могут передвигаться сквозь жидкости, что является подтверждением ее твердости. Каким же образом твердый камень течет? Ответ находится в не идеальности кристаллов, у которых может не хватать нескольких атомов. Вязкость мантии походит на вязкость стекла, только на несколько порядков выше. Мантия становится похожа на жидкость, но только в геологические отрезки времени. Пек - это жидкость, которая может течь так медленно, что кажется твердым телом. А мантия земли - это твердое тело, которое ведет себя как жидкость, если подождать достаточно долго. 5. Твердость и пластичность не имеет абсолютного значения, а только относительное. И все тела на самом деле одновременно жидкие и твердые. Землетрясение заставило задуматься автора текста о

14 / 15

ЧУДО

Жизнь каждого человека можно назвать чудом, потому что она наполнена событиями, радостями, переживаниями, встречами и расставаниями. Таким чудом была и жизнь Александра Грина. Романтическая повесть «Алые паруса» - одно из лучших произведений писателя. Это сказка о вере в чудо, о поэтической любви, о всепобеждающей возвышенной мечте. «Чудо может обнаружить себя во всём, - писал Александр Грин. - В улыбке, в веселье, в каждом сказанном вовремя нужном слове. Я понял одну простую истину: она состоит в том, чтобы делать чу/ъдеса своими руками. ...Если Душа человека жаждет чуда... Сделай ему это чудо... Новая Душа будет у него... И новая у тебя...». Простая истина для А. Грина заключается в словах

15 / 15

Инструкция: Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту. Владимир Набоков 1) С самого детства Владимир Набоков обучался боксу и фехтованию. В автобиографической повести «Другие берега» он вспоминал, что в его семье занятия боксом проходили в библиотеке, где «приятно совмещались науки и спорт: кожа переплетов и кожа боксовых перчаток». Был в Рождествено, в фамильном имени Набоковых, и корт, на котором маленький Владимир вместе с домашними играл в лаун-теннис – первый вид тенниса на открытом пространстве. Зимой Набоков катался на коньках, летом – осваивал ролики. «Я ыбл превосходным спортсменом», – отмечал писатель в книге воспоминаний «Память, говори». 2) Любовь к физическим упражнениям и разным видам спорта Набоков пронес через всю жизнь. Одной из его главных страстей был футбол. Играть писатель стал во время учебы в Петербурге, но предпочитал не забивать голы, стоять на воротах. Позже, уже будучи студентом Кембриджа, Набоков стал вратарем команды колледжа, продолжая заниматься теннисом. 3) Большой страстью Набокова были и шахматы. «Я посвящал чудовищное количество времени составлению шахматных задач», – признавался писатель.  Игру в шахматы он отождествлял с творческим процессом, утверждая, что «для сочинения шахматной задачи нужно вдохновение, которое принадлежит к полумузыкальному, полупоэтическому, а говоря точнее, к математически-поэтическому типу». Особая магия игры вдохновила писателя на создание романа «Защита Лужина», к герою которого шахматы были безжалостны. «В этом был ужас, но в этом была единственная гармония, ибо что есть в мире, кроме шахмат?» – философски размышлял Набоков. Согласно тексту В. Набоков не увлекался

Ваша оценка

Поделиться с друзьями
Класс-KZ