Объектом специальной педагогики является специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности, особенностей его становления и социализации как личности, а также использование этого знания для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые обеспечат коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека в целях его социальной адаптации и интеграции в общество и обеспечения ему возможности максимально независимой жизни.
Для достижения указанных целей специальная педагогика решает целую систему задач:
изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
определяет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека с конкретным нарушением в соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями его проявления;
определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с ограниченными возможностями;
Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. К числу таких смежных сфер относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, медицина, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки основы которых входят в содержание соответствующих учебных предметов.
Задачей специальной педагогики является