Итоговая аттестация учащихся — 9 класс — Родной язык (язык обучения) — Русский язык

Итоговая аттестация учащихся — 9 класс - Родной язык (язык обучения) - Русский язык

Итоговая аттестация учащихся — 9 класс — Родной язык (язык обучения) — Русский язык

В экзаменационной работе итоговой аттестации 9 класса по предмету: «Родной язык (язык обучения) — Русский язык» предлагается учащимся прочитать текст и выполнить задание. Суть задания — написать эссе размеров от 170-250 слов (в зависимости от направления школы) на определенную тему/темы.

Эссе оценивается по двум направлениям: коммуникативная компетенция (15 баллов) и языковая компетенция (15 баллов). Общее количество баллов — 30.

Примеры заданий экзаменационной работы по русскому языку 9 класс для общеобразовательных школ:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Примеры заданий экзаменационной работы по русскому языку 9 класс для гимназических школ / лицеев, специализированных школ:

Вариант 1

Вариант 2

Экзаменационная работа

по русскому языку 9 класс

для гимназий / лицеев, специализированных школ

Прочитайте два текста и выполните задание.

ТЕКСТ 1

Мы живем в сложные, но интересные времена. Исторически доказано, что в эпоху перемен понимание свободы, чести, достоинства особенно важно для формирования молодого поколения. Человек всегда стоит перед моральным выбором, который определяет его судьбу.

Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек; это выбор между добром и злом, между «хочется» и «нужно». В моральном выборе чаша весов склоняется в сторону сохранения нравственного достоинства и высоких моральных ориентиров.

Проблема нравственных исканий человека корнями уходит в древнерусскую литературу, в фольклор. Она связана с понятиями чести, патриотизма и доблести. Заглянем в толковый словарь! «Честь и достоинство – профессиональный долг и нравственные нормы делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека; охраняемые законом личные неимущественные и неотчуждаемые блага, означающие осознание лицом своего общественного значения».

Еще с давних времен все эти качества ценились и помогали человеку в сложных ситуациях выбора. По сей день нам известны такие пословицы: «В ком честь, в том и правда», «Человек без Родины – соловей без песни», «Береги честь смолоду, а платье снову». Интереснейшими источниками, на которые опирается современная литература, являются сказки и былины. А ведь их героями становятся богатыри и молодцы, воплощающие силу, патриотизм, благородство русского народа. Это и Илья Муромец, и Алеша Попович, и Никита Кожемяка, защищавшие свою Родину и честь, рискуя жизнью. И хотя былинные богатыри – вымышленные герои, но их образы основаны на жизни реальных людей. В древнерусской литературе их подвиги, безусловно, фантастичны, а сами богатыри идеализированы, но это показывает, на что способен человек, если на карте стоит честь, достоинство и будущее его земли.

Статья

ТЕКСТ 2

В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький поднимает проблему морального выбора сильной личности. «Сказки», рассказанные Изергиль, героиней произведения, помогают осознать важность этого вопроса.

Первой следует легенда о Ларре. Ларра попирает общепринятые законы и вековые традиции. Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием – вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла.

Вторая легенда – легенда о Данко. Он выделяется среди соплеменников своей статностью и смелостью. Данко знает людям цену, понимает, что они слабы телом и духом. В нем, в отличие от Ларры, живет неугасимое пламя любви к людям, ради которых он вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь.

В этих легендах отражены два различных варианта типа личности, делающих свой выбор. Если для Ларры имеют значение только его личные потребности и желания, то Данко на первое место ставит счастье своего народа. Ларра необычайно горд и жесток, а Данко слишком смел и благороден.

И Ларра, и Данко сродни образу сверхчеловека, но счастье они понимают по-разному. Данко, жертвуя своей жизнью, ведет за собою толпу, чтобы спасти ее, а Ларра, презирая всех, лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому.

Оба героя – Данко и Ларра – фигуры очень яркие, но условные. Видимо, не случайно произведение названо именем третьей героини – Изергиль, воплощающей вполне конкретные человеческие качества. Ее волнует только то, чего она хочет. Однако автор выделяет её, потому что она не “примеряется” к жизни, а берет от нее все, что может. Любой человек – и Изергиль это доказывает личным примером – должен стремиться к высшему, делать свой личный выбор, потому что в жизни “всегда есть место подвигу”.

Статья

Задания на выбор.

Напишите эссе-аргументацию (200-250 слов) на тему «Возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать или призыв жить по образцу?» Используйте информацию обоих текстов для подтверждения собственного мнения.

Напишите статью «Нравственный выбор — проявление моральной свободы и ответственности человека в жизни и в литературе» (200-250 слов) для выступления на ученической конференции «Человек – мера всех вещей». Для подтверждения собственного мнения в своей статье используйте информацию, факты из обоих текстов и соответствующую лексику.

Представьте, что вы являетесь участником «суда» над литературным героем. Напишите рассказ (200-250 слов) об этом процессе, когда решался главный вопрос «Как научить человека быть ответственным за свой выбор?».  Используйте информацию из обоих текстов.


Технологическая матрица (для всех обучающихся)
Номер вопросаТема /жанрЗО 1:

Коммуникативная компетенция

ЗО 2:

Языковая компетенция

 

1

Раздел «Моральные дилеммы литературных героев»

«Возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать или призыв жить по образцу?» / эссе

 

«Нравственный выбор — проявление моральной свободы и ответственности человека в жизни и в литературе» / статья

 

Как научить человека быть ответственным за свой выбор? / рассказ

 

15 баллов

 

15 баллов

Всего30 баллов
Схема выставления баллов
КоммуникативностьЯзыковая компетентность
13-15 баллов

— Четкое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля.

13-15 баллов

— Грамотное использование сложных грамматических конструкций (формы глаголов, предлоги и падежные окончания, порядок слов, использование сложных предложений).

 

— Язык грамотный, без ошибок.

10-12 баллов

— Ясное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном непрерывное использование уместного стиля.

10-12 баллов

Грамотное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций. В целом уверенное владение грамматикой, ответ демонстрирует хорошее представление о лексических и грамматических элементах, несмотря на небольшие ошибки.

 

— Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками.

7-9 баллов

— Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля.

7-9 баллов

— Удовлетворительное разнообразие лексики и грамматических конструкций. Приемлемое владение грамматикой.

 

— Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено.

4-6 балла

— Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля.

4-6 балла

— Ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.

 

— Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание.

1-3 балла

— Полностью неприемлемое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Недостаточная по объему или бессвязная работа.

1-3 балла

— Отсутствует понимание использования грамматики и лексики.

 

— Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл изложенного неясен.

Вариант 3

Экзаменационная работа

по русскому языку 9 класс

для гимназий / лицеев, специализированных школ        

Прочитайте два текста и выполните задание.

ТЕКСТ 1

Привычное не удивляет, и то, что мы постоянно используем, лишено таинственности. Но все же есть на планете явления, которые не перестают вызывать восторг и изумление. Они не подчиняются известным законам.

К примеру, вода. Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Кажется, что проще воды ничего не бывает. Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Мы узнаём её в виде жидкости и твёрдого тела, мы любуемся её парами, проплывающими над нами в виде белых облаков.  Вода – самое распространённое, знакомое и необходимое вещество для человека на Земле: сам человек на 3/4 состоит из воды; воду мы пьём; водой мы моемся; на воде готовим пищу; используем её в системе отопления; на основе воды изготавливаются множество необходимых для человека веществ (кремы, шампуни).

Вода согревает нас, она поглощает солнечное тепло и, медленно остывая, отдает его понемногу атмосфере. Поэтому на Земле не бывает резких перепадов температур и жить вполне приятно. Если бы атмосфера не содержала водяных паров, космический холод заморозил бы все на земле.

Но как ни странно, о воде, веществе таком привычном и знакомом, мы знаем далеко не все. Вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о свойствах воды, некоторые из которых настолько любопытны, что порой все еще не поддаются объяснению. Чудо! Или загадка?..

Кирилл Масленников

ТЕКСТ 2

«Во всем мире нет ничего мягкого и податливого, чем вода. Она точит твердое и крепкое. Никто не может ее одолеть… Податливое побеждает крепкое, мягкое одолевает твердое. Все это знают, но никто не осмеливается действовать» — так писал о воде более 2 тысяч лет назад китайский философ Лао Цзы.

Быть может, на все вопросы знает ответ только сама вода, ведь на сегодня их столько, сколько было в самом начале, когда все только начиналось.

Воду изучали довольно подробно. Она обладает необычными физическими и химическими свойствами по сравнению с другими жидкостями, но ученые не могут объяснить, почему плотность воды при минусовой температуре увеличивается, а при плюсовой уменьшается. Любое вещество при охлаждении сжимается, а вода, наоборот, расширяется, почему горячая вода быстрее превращается в лед, чем холодная.

Если бы не было воды, не было бы жизни на планете. Любое из свойств воды уникальное. До сих пор у науки нет ответа на вопрос: почему только вода единственное вещество на планете, которая может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном? Почему из всех жидкостей именно у воды самое высокое поверхностное натяжение? Почему она является самым мощным растворителем?

Вода растворяет даже золото, благородный металл, который может растворить не всякая кислота. Серебро растворяется в воде чуть-чуть лучше. Сегодня серебряная вода является одним из лучших антибиотиков в мире: один ее атом способен уничтожить до ста миллионов микробов. Интересно, догадывались ли наши предки об этом, превращая обычную воду в целебную, используя для этого посуду из серебра.

В некоторых подземных источниках вода содержит в себе более 60-ти элементов таблицы Менделеева. И каким способом вода способна подниматься по стволам деревьев, преодолевая плотность в десятки тысяч атмосфер? Из этого следует, что о воде мы ничего не знаем. И это нас побуждает и дает желание изучать и узнавать о воде больше.

Гульзира Мукашева

Задания на выбор.

Напишите эссе-аргументацию (200 – 250 слов) на тему «Вода в жизни человека – это привычное вещество или нераскрытая тайна?» Используйте информацию обоих текстов для подтверждения собственного мнения.

Напишите статью «Вода: такая знакомая незнакомка» (200 – 250 слов) для вступительной главы исследовательского проекта по химии. Для подтверждения собственного мнения в своей статье используйте информацию, факты из обоих текстов и соответствующую лексику.

Представьте, что вы являетесь участником конкурса научно-публицистических работ по химии и биологии. Напишите рассказ (200 – 250 слов) «Обычная вода, которая таит в себе множество загадок». Используйте информацию из обоих текстов.

Технологическая матрица (для всех обучающихся)
Номер вопросаТема /жанрЗО 1:

Коммуникативная компетенция

ЗО 2:

Языковая компетенция

 

1

Раздел «Такая знакомая незнакомка»

«Вода в жизни человека – это привычное вещество или нераскрытая тайна?» / эссе

 

«Вода: такая знакомая незнакомка» / статья

 

«Обычная вода, которая таит в себе множество загадок» / рассказ

 

15 баллов

 

15 баллов

Всего30 баллов
Схема выставления баллов
КоммуникативностьЯзыковая компетентность
13-15 баллов

— Четкое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля.

13-15 баллов

— Грамотное использование сложных грамматических конструкций (формы глаголов, предлоги и падежные окончания, порядок слов, использование сложных предложений).

 

— Язык грамотный, без ошибок.

10-12 баллов

— Ясное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном непрерывное использование уместного стиля.

10-12 баллов

Грамотное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций. В целом уверенное владение грамматикой, ответ демонстрирует хорошее представление о лексических и грамматических элементах, несмотря на небольшие ошибки.

 

— Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками.

7-9 баллов

— Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля.

7-9 баллов

— Удовлетворительное разнообразие лексики и грамматических конструкций. Приемлемое владение грамматикой.

 

— Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено.

4-6 балла

— Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля.

4-6 балла

— Ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.

 

— Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание.

1-3 балла

— Полностью неприемлемое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Недостаточная по объему или бессвязная работа.

1-3 балла

— Отсутствует понимание использования грамматики и лексики.

 

— Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл изложенного неясен.

Вариант 4

Экзаменационная работа

по русскому языку 9 класс

для гимназий / лицеев, специализированных школ

Прочитайте два текста и выполните задание.

 

ТЕКСТ 1

Если в чрезвычайных обстоятельствах вам становится худо, то место на пьедестале не для вас. Способность сохранять спокойствие, когда земля горит под ногами, — это одна из черт победителей. Превозмогать трудности проще, если сосредоточиться только на себе, на своих достижениях и, по примеру лучших спортсменов, не отвлекаться на чужие победы или поражения. Для чемпионов важно только то, что имеет значение для исхода борьбы, остальное они выбрасывают из головы. Поэтому трудности можно даже полюбить, так как они заставляют нас добиваться большего.

Умение выдающихся спортсменов восстанавливаться после поражений во многом объясняется тем, что они никогда не выпускают из виду свою главную цель и готовы многое отдать ради нее. В то же время и сами спортсмены, и их тренеры убеждены, что путь к славе вымощен небольшими победами. Главное — так расставить ближайшие цели, чтобы ко времени судьбоносных событий быть в лучшей форме. Скажем, спортсмены готовятся к Олимпийским играм четыре года, но они могут участвовать и в ежегодных чемпионатах мира. График напряженный, и нужно тщательно рассчитывать нагрузку и свои силы.

Вспомним, как Адриан Мурхауз победил на летних Олимпийских играх 1988 года. Его главной целью было проплыть брассом стометровку за 62 секунды. Они с тренером за четыре года рассчитали, что такой результат гарантирует золотую медаль. Готовясь к Олимпиаде, Адриан участвовал и в других чемпионатах, но тренировался и выступал с таким прицелом, чтобы в Сеуле показать время 62 секунды или даже меньше. И во всем, что могло повлиять на результат — в физической подготовке, питании, психической устойчивости, технике плавания и т.д., — он ставил себе небольшие цели, которые помогли бы ему достичь главной.

По Джонсу Грэму

 

ТЕКСТ 2

Победа – это всегда радость, а поражение – всегда разочарование. Но при этом и победы, и поражения бывают разными. Есть среди них логичные, закономерные, прогнозируемые и даже планируемые. А есть и неожиданные, превращающие результат в сенсацию, радость – в неземное счастье, а разочарование – в жизненную трагедию. И таких примеров история спорта знает великое множество.

Уже почти столетие шахматный мир бьется над загадкой: каким образом Карл Шлехтер не выиграл звание чемпиона мира у Эммануила Ласкера?

Тот матч проходил в 1910 году и состоял из десяти партий. В заключительной партии Шлехтер добился победы черными и вышел вперед – 3:2. После этого в глазах всего шахматного мира исход поединка выглядел предсказуемым, ведь Шлехтер пользовался славой «короля ничьих». И действительно, следующие четыре партии закончились мирным исходом. Но Шлехтер, вновь игравший черными, отказался от излюбленной тактики и уже на четвертом ходу перешел к атакующим действиям. Он был близок к победе, шаг за шагом уверенно разбивая позицию соперника, но затем в решающий момент ошибся – и проиграл. Шлехтер никак не объяснил свой поступок, лишь указал, что принял решение играть на победу.

Для самого Шлехтера тот проигрыш стал роковым. Его результаты резко поползли вниз, и он уже не смог вернуться на прежний уровень. Резко ухудшилось и состояние его здоровья: гроссмейстер начал подолгу хворать (явные последствия нервного срыва впервые проявились уже на банкете после матча, где Шлехтер выглядел больным и не проронил ни слова), а в 1918 году скончался от туберкулеза в возрасте 44 лет. История сохранила его имя в ряду талантливейших мастеров, так и не сумевших подняться на шахматный Олимп.

По Олегу Винокурову

 

Задания на выбор.

Напишите эссе-аргументацию (200 – 250 слов) на тему «Поражение – это часть спортивного пути к победе или жизненная трагедия?» Используйте информацию обоих текстов для подтверждения собственного мнения.

Напишите статью «Как спортсмену пережить поражение и победу» (200 – 250 слов) для школьного стенда о спорте. Для подтверждения собственного мнения в своей статье используйте информацию, факты из обоих текстов и соответствующую лексику.

Представьте, что вы являетесь участником группы поддержки спортивных команд из вашей школы. Напишите рассказ (200 – 250 слов) «Как достичь спортивных высот и не сломаться?». Используйте информацию из обоих текстов.

 

Технологическая матрица (для всех обучающихся)
Номер вопросаТема /жанрЗО 1:

Коммуникативная компетенция

ЗО 2:

Языковая компетенция

 

1

Раздел «Победа и поражение»

 

«Поражение – это часть спортивного пути к победе или жизненная трагедия?» / эссе

 

«Как спортсмену пережить поражение и победу» / статья

 

«Как достичь спортивных высот и не сломаться?» / рассказ

 

15 баллов

 

15 баллов

Всего30 баллов
Схема выставления баллов
КоммуникативностьЯзыковая компетентность
13-15 баллов

— Четкое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля.

13-15 баллов

— Грамотное использование сложных грамматических конструкций (формы глаголов, предлоги и падежные окончания, порядок слов, использование сложных предложений).

 

— Язык грамотный, без ошибок.

10-12 баллов

— Ясное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; в основном непрерывное использование уместного стиля.

10-12 баллов

Грамотное использование разнообразной лексики и грамматических конструкций. В целом уверенное владение грамматикой, ответ демонстрирует хорошее представление о лексических и грамматических элементах, несмотря на небольшие ошибки.

 

— Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками.

7-9 баллов

— Удовлетворительное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля.

7-9 баллов

— Удовлетворительное разнообразие лексики и грамматических конструкций. Приемлемое владение грамматикой.

 

— Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено.

4-6 балла

— Ограниченное понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля.

4-6 балла

— Ограниченное понимание грамматических и лексических норм; изложение часто бессвязно.

 

— Очень частые, повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание.

1-3 балла

— Полностью неприемлемое понимание аудитории, цели, формы, особенностей текста и производимых ими эффектов.

 

— Недостаточная по объему или бессвязная работа.

1-3 балла

— Отсутствует понимание использования грамматики и лексики.

 

— Постоянные, повторяющиеся ошибки; смысл изложенного неясен.

Материал размещен исключительно для ознакомления

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Класс-KZ
Комментарии: 1
  1. Гулизар

    ;-)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: