МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) для учащихся 9 класса включает в себя задания по естественнонаучной грамотности (биология, география, физика, химия) — всего 30 тестовых заданий.




МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Естественнонаучная грамотность (биология, география, физика, химия) - всего 30 тестовых заданий.

1 / 30

Сейшельская пальма Сейшельская веерная пальма дает орехи массой до 25 кг и диаметром от 0,2 до 0,5 м. Впервые такой орех попал в Европу в конце 16 века. Европейцы считали его талисманом, оберегающим от несчастий и высоко ценили: за один орех можно было получить целый корабль, груженный товарами. Император «Священной Римской империи» Рудольф II заплатил за кубок из ореха сейшельской пальмы столько золота, сколько в нем вместилось. Убывающая последовательность чисел (^ - Степень)

2 / 30

Иногда это не шутки Статическое электричество может быть таким же опасным, как и динамическое. Это создает скрытую опасность для поисково-спасательных вертолетов. При вращении между лопастями вертолета и мельчайшими частицами пыли в воздухе происходит трение. При этом частицы пыли заряжаются. Лопасти вертолета накапливают электроны. Таким образом, в находящемся в воздухе вертолете накапливается большое количество электронов. Опасность возникает, когда спасатели достигают земли или даже палубы судна. Когда их ноги касаются земли, накопленный в небольшом количестве заряд привести к смертельно опасному удару током. К счастью есть решение, «Вытяжная веревка», это металлический трос, покрытый на 3/4 своей длины диэлектриком, и при соприкосновении с землей металлического кончика все статическое электричество нейтрализуется. Статическое электричество в небольшом количестве не всегда такое опасное. Обычно оно приводит к небольшому безвредному удару током. Или ставит наши волосы дыбом. В тексте приводится пример как электризация

3 / 30

Молния Молнии бьют в те места, где слой между каким-либо предметом и грозовой тучей будет наименьшим. Многие предметы, находящиеся на земле и хорошо проводящие ток, притягивают молнии. Куда бьет молния? Она может попадать в самые различные места: деревья, металлические вышки, столбы, трубы, дома, здания, самолеты, воду, даже в человека. Чем выше притяжение предмета, тем больше вероятность удара молнии. В случае нахождения поблизости людей молния становится очень опасной. Финальная стадия занимает даже не секунду, а ее десятые доли. Но и этого достаточно для нанесения ущерба, образования пожаров и т.д. Объекты, расположенные на большой высоте, часто приманивают молнию, накапливая электростатический заряд. Разряды «земля-облако» возникают как следствие пробивания слоя атмосферы между нижней частью грозовой тучи и заряженной верхушкой. Можно ли искру, возникшую в электрофорной машине, назвать электрическим током?

4 / 30

Вентилятор Вентилятор — устройство для перемещения газа. Вентиляторы обычно используются для перемещения воздуха — для вентиляции помещений, охлаждения оборудования, воздухоснабжения процесса горения (воздуходувки и дымососы). Вентилятор вращается с постоянной скоростью и за три минуты совершает 2500 оборотов. При включении вентилятора линейная скорость точки расположенной на краю лопасти вентилятора на расстоянии 30 см от оси вращения составляет 12 м/с. А при выключении за лопасти вентилятора двигаются равнозамедленно и в течении 4 с до полной остановки делают 20 оборотов. Электрический ток в электродвигателе вентилятора за 10 мин,совершает работу 2700 Дж. Угловая скорость и угловое ускорение лопастей при выключения вентилятора равна

5 / 30

При подготовке к выстрелу пружину игрушечного пистолета жесткостью 800 Н/м сжали на 5 см. Скорость пули массой 20 г при выстреле в горизонтальном направлении равна

6 / 30

Олово массой 0,2 кг положили в медную посуду массой  0,5 кг и расплавили. Начальная температура олова и медной посуды 20 0С. Удельная теплоемкость меди  равна 380 Дж/кг·0С, удельная теплоемкость олова равна 250 Дж/кг·0С, удельная теплота плавления олова равна 59000 Дж/кг,  температура плавления олова 232 0С. Рассчитайте массу природного газа, которую потребовалось сжечь для этих целей. Считайте, что выделяющаяся при сжигании топлива энергия, полностью передается посуде с оловом. Удельная теплота сгорания природного газа 44·106 Дж/кг.

7 / 30

Укажите, на каком из рисунков правильно изображено положение магнитной стрелки в магнитном поле.

8 / 30

Mеталлы

Металлы (s-, p-, d-, f- элементы) – группа химических элементов, обладающих при нормальных условиях характерными металлическими свойствами, такими как тепло- и электропроводность, высокая пластичность, ковкость и металлический блеск. Основные способы получения металлов:

    • пирометаллургия – восстановление металлов из руд при высоких температурах с помощью углерода, оксида углерода (II), водорода, металлов
    • алюминия, магния.
    • электрометаллургия – восстановление металлов из растворов или расплавов их соединений под действием электрического тока (электролиз).
    • гидрометаллургия – вытеснение металлов из руд с помощью растворов различных реагентов без применения высоких температур.

B схеме превращения веществами X и Y соответственно являются FeO → X - Y→ FeCl2

9 / 30

Химическая связь Химическая связь может возникать не только между атомами, но и между молекулами. Энергия межмолекулярной связи в 10 раз меньше энергии внутримолекулярной связи Вид химической связи, представленный на схемах точками:

10 / 30

Этиленгликоль. Этиленгликоль СН2ОН-СН2ОН – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса. Наиболее важный представитель двухатомных спиртов. Температура кипения намного выше температуры кипения соответствующего одноатомного спирта (этанола), равна 197,60С, хорошо растворяется в воде. Безводный гликоль является гигроскопическим (водоотнимающим) соединением. Из-за низкой температуры замерзания (60%-ный раствор замерзает при температуре -750С) этиленгликоль используется для приготовления антифризов-незамерзающих жидкостей, используемых в радиаторах автомашин в зимнее время. Этиленгликоль также используется в химической промышленности для получения синтетического волокна лавсан и взрывчатых веществ. Для получения синтетического волокна применяется

11 / 30

Инструкция: Вам необходимо выполнить тестовые задания на основе контекстов Энергия активации и скорость реакции Скорость большинства реакций увеличивается с ростом температуры, т.к. при нагревании увеличивается число активных частиц и частота столкновений между молекулами веществ становится выше. Для того чтобы произошла химическая реакция, молекулы реагентов должны: 1. столкнуться; 2. обладать достаточной энергией - энергией активацией; 3. иметь благоприятную ориентацию для скорейшего взаимодействия друг с другом. Наименьшая энергия активирования исходных частиц необходимая для того, чтобы могла произойти реакция, называется энергией активации Еа (кДж/моль). Она является основным фактором, определяющим скорость реакции. Чем больше энергия активации, тем медленнее протекает реакция, и наоборот, чем меньше энергия активации, тем быстрее при данной температуре будет протекать процесс. Для ускорения химической реакции используют катализаторы, то есть вещества, которые вводятся в реагирующую смесь, но не расходуются при реакции, а ускоряют ее путем снижения энергии активации. Температурный коэффициент скорости реакции, если с повышением температуры на 70°С скорость возрастает в 128 раз 128=Х70/10= 27=128

12 / 30

С раствором NaOH реагирует вещество

13 / 30

Найдите верное утверждение о типах химической связи и кристаллической решетки в молекулах   галогенов

14 / 30

Определите вещество, которое необходимо принять пациенту, чтобы нейтрализовать избыток соляной  кислоты, которая вызывает  болевые ощущения в желудке:

15 / 30

Процесс выделения Мы каждый день кушаем, пьем. В результате биологического окисления в тканях образуются продукты распада. Для того чтобы очистить кровь и поддержать в организме оптимальный баланс воды и солей, необходим хороший фильтр. В почках происходит процесс образования мочи из веществ, приносимых кровью. Назовите основной орган выделительной системы, выполняющий функцию фильтра.

16 / 30

Клетка. Мелкие организмы – прокариоты и протисты – состоят только из одной клетки. А все многоклеточные организмы состоят из множества клеток. Понятие клетка – центральное понятие в биологии, ведь все живые организмы состоят из клеток. Учеными точно установлено, что сама жизнь вне клеток невозможна, то есть процессы роста, размножения, питания, обмена веществами и энергией с окружающей средой происходят только внутри живой клетки. Под номером 1 - изображено

17 / 30

Клетка. Мелкие организмы – прокариоты и протисты – состоят только из одной клетки. А все многоклеточные организмы состоят из множества клеток. Понятие клетка – центральное понятие в биологии, ведь все живые организмы состоят из клеток. Учеными точно установлено, что сама жизнь вне клеток невозможна, то есть процессы роста, размножения, питания, обмена веществами и энергией с окружающей средой происходят только внутри живой клетки. Важнейшая часть клетки, без которой невозможно размножение.

18 / 30

Работоспособность

Работоспособность – это способность человека эффективно выполнять определенную целенаправленную деятельность – работу. При нулевой работоспособности человек вообще не способен выполнять определенную работу. Так, например, абсолютно неподготовленный человек не сможет управлять самолетом. В этом случае его работоспособность будет равна нулю. Понятие работоспособности широко используется в экономике, социологии, психологии. Главная проблема – сохранять работоспособность в течение необходимого времени. Снижение работоспособности проявляется в утомлении – заметном ослаблении внимания и памяти, неспособности сосредоточиться на работе. Утомление – временное состояние, оно исчезает после короткого перерыва или смены деятельности. Усталость – накопившееся утомление. Оно проявляется в таких реакциях человека, как угнетение, раздражительность, потеря работоспособности. Если после усталости не наступает продолжительный отдых, возможно переутомление. Часто если человек занят любимым делом, он не замечает утомления, пока оно не разовьется в усталость. Разница в том, что усталость невозможно преодолеть усилием воли и сохранить высокую работоспособность, в отличие от утомления. Если постоянно преодолевать усталость, накапливающуюся изо дня в день, это может вызвать переутомление – сбой в работе систем органов: сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной и других. Неорганизованная и чрезмерная работа приводит к быстрому переутомлению. Сохранить работоспособность на долгие годы можно только при правильном чередовании труда и отдыха, смене деятельности и соблюдении режима дня. K быстрому переутомлению приводит

19 / 30

Растения получают энергию:

20 / 30

Низкорослость растений и животных в горах позволяет им

21 / 30

Фенотипическое изменение организма под действием факторов окружающей среды – это изменчивость

22 / 30

Плечевая кость на рисунке указана цифрой

23 / 30

Природные ресурсы Природные ресурсы – это природные богатства, которые используются для развития экономической деятельности: например : леса, почвы, /полезные ископаемые, вода /энергия приливов и отливов, воздух/ сила ветров, солнечный свет и др. Неисчерпаемые природные ресурсы имеют космическое происхождение и принадлежат нашей  планете, как космическому телу. Даже при длительном использовании они не сокращаются, однако при антропогенном загрязнении, может изменяться их качество. Такие ресурсы не ограниченны в количестве относительно потребностям человечества. Исчерпаемые природные ресурсы ограничены в количестве и зависят от наших потребностей. По мере использования, они уменьшаются, однако могут восстанавливаться. Условно их можно разделить на : возобновляемые, невозобновляемые и частично возобновляемые. Какое из указанных утверждений является верным?

24 / 30

Государственный строй стран мира Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.    Республиканская форма правления возникла в древности, однако большинство современных республик сформировались после распада колониальной системы в Новое и Новейшее время. Сейчас в мире насчитывается около 150 республик.   Наибольшее развитие монархия приобрела в Средние века и Новое время. Сейчас в мире насчитывается около 30 монархий (большинство из них находятся в Европе и Азии).В мире можно выделить три вида монархической формы правления, каждая из которых имеет свои особенности. Если территория государства делится на отдельные самоуправляющие единицы, то государство является

25 / 30

На каком берегу реки Быстрой находится церковь?

26 / 30

Чокан Валиханов В июне 1858 года Ш. Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему было тогда всего 22 года. Во время полугодового пребывания в Кашгарию Валиханову удалось собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар). Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. 12-апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчёт «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан на английском языке. Также в путешествии на Иссык-Куль в 1856 году Валихановым был собран большой по объёму материал для словаря киргизского языка, записано и переведено много местных былин и песен. Важным результатом его поездки стало открытие учёному миру и широкой общественности величайшего памятника киргизского устного творчества - эпоса «Манас». Он явился первым исследователем, который записал (26 мая 1856 года), а впоследствии перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии». Определите географический объект , на который было направлено путешествие Ш. Валиханова

27 / 30

Главная река Северо-Казахской равнины

28 / 30

Почвы Казахстана, расположенные в пустынной зоне

29 / 30

Определите геологический этап, в течение которого сформировался осадочный чехол Северо-Казахской равнины (юг Западно-Сибирской равнины)

30 / 30

Определите, для каких областей Казахстана характерно положительное сальдо внутренней миграций

Ваш результат:




Поделиться с друзьями
Класс-KZ