МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) для учащихся 9 класса включает в себя задания по естественнонаучной грамотности (биология, география, физика, химия) — всего 30 тестовых заданий.




МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Естественнонаучная грамотность (биология, география, физика, химия) - всего 30 тестовых заданий.

1 / 30

Испокон веков печь в доме являлась центральной фигурой в прямом смысле слова – дом строился вокруг нее. На печи готовили пищу, на ней спали, и она обогревала дом. В последние несколько десятков лет обычную печь стали объединять с водяным контуром. Устройство водяного контура дает возможность равномернее распределять тепло по жилью. Печное водяное отопление работает по простому принципу. В печи сгорает топливо (дрова, уголь, торф и т.д), нагревая при этом воду в котле печи. Вода, подчиняясь естественным процессам, циркулирует по контуру из труб, отдавая тепло во внутреннее пространство дома. Некоторые виды топлива, используемые для отопления: При сгорании в печи 10 кг каменного угля выделится количество теплоты

2 / 30

Шпионский спутник В октябре 1945 года английский писатель - фантаст Артур Кларк, высказал идею, что искусственные спутники Земли, находясь над Экватором на высоте примерно 35786 км, могут быть использованы для ретрансляции радиосигналов. Согласно его идее антенна, направленная с Земли на спутник, излучает радиосигналы, содержащие информацию. Они принимаются ретрансляционной станцией, расположенной на спутнике и после электронной обработки передаются на наземные приемные станции. Эти станции могут находиться в любом месте, попадающем в зону излучения антенн спутника. Большинство спутников-ретрансляторов движется по так называемой геостационарной орбите (см.рис.). Эта орбита круговая и характеризуется тем, что находящиеся на ней спутники движутся с угловыми скоростями, равными угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси, то с поверхности Земли они кажутся неподвижными, "висящими" на одном месте, в одной точке. Так как расстояние от движущегося по геостационарной орбите спутника до поверхности Земли в 2,8 раза больше диаметра Земли, то спутник "видит" сразу около 40% земной поверхности. Современная оснащенная армия широко использует спутник для получения информации о том, что происходит на поверхности Земли. Считайте известными ускорение свободного падения на поверхности Земли 9,8 м/с2 и радиус Земли 6400 км. Угловая скорость обращения геостационарного спутника-ретранслятора равна

3 / 30

Зрение Марат собирался ехать в деревню в гости к сестре и дедушке. Вспомнив, что они плохо видят, они решили купить им очки. Поговорил с сестрой по телефону. Она сказала, что хорошо видит текст в книге на расстоянии 20 см, а у дедушки очки имеют оптическую силу 0,5 дптр. Нарушение зрения дедушки

4 / 30

Молния Молнии бьют в те места, где слой между каким-либо предметом и грозовой тучей будет наименьшим. Многие предметы, находящиеся на земле и хорошо проводящие ток, притягивают молнии. Куда бьет молния? Она может попадать в самые различные места: деревья, металлические вышки, столбы, трубы, дома, здания, самолеты, воду, даже в человека. Чем выше притяжение предмета, тем больше вероятность удара молнии. В случае нахождения поблизости людей молния становится очень опасной. Финальная стадия занимает даже не секунду, а ее десятые доли. Но и этого достаточно для нанесения ущерба, образования пожаров и т.д. Объекты, расположенные на большой высоте, часто приманивают молнию, накапливая электростатический заряд. Разряды «земля-облако» возникают как следствие пробивания слоя атмосферы между нижней частью грозовой тучи и заряженной верхушкой. Почему во время грозы лучше сесть на землю, подальше от одиноко стоящих деревьев?

5 / 30

На рисунке изображено положение оптической оси лин­зы, ее фокусов и предмета АВ. Охарактеризуйте полученное изображение.

6 / 30

Вычислите энергию кванта с длиной волны 380·10-9м. (с=3·108 м/с, h = 6,63·10-34Дж·с)

7 / 30

Лед тает при постоянной температуре 0 °С. Укажите, что происходит при этом с энергией.

8 / 30

Химическая связь Химическая связь может возникать не только между атомами, но и между молекулами. Энергия межмолекулярной связи в 10 раз меньше энергии внутримолекулярной связи Межмолекулярная водородная связь показана на схеме

9 / 30

Периодическая таблица Д.И.Менделеева Элемент, проявляющий постоянную валентность I

10 / 30

Электроотрицательность Электроотрицательность — это способность атома химического элемента, находясь в молекуле, притягивать к себе общие электронные пары, или, другими словами, оттягивать себе электроны других атомов. Так как общие электронные пары образуют валентные электроны, то можно сказать, что электроотрицательность — это способность атома притягивать валентные электроны других атомов. Сильнее всего электроны к себе притягивают фтор, кислород и хлор. Этим элементам до завершения внешнего уровня не хватает всего 1-2 электрона. Их электроотрицательность наибольшая. Легче всего отдают электроны такие элементы как литий, натрий, калий. У них на внешнем уровне всего 1 электрон, и намного проще его отдать, чем притянуть недостающие до завершения уровня. Эти элементы обладают наименьшей электроотрицательностью. Атомы химических элементов по электроотрицательности располагают в ряд, который начинается наиболее электроотрицательным элементом (фтором) и заканчивает наименее электроотрицательным (калием). Элементы с высокой и низкой электроотрицательностями считаются активными. С высокой — активные неметаллы, с низкой - активные металлы. У первых электроотрицательность близка к 3-4, у вторых – к 1. В середине ряда электроотрицательности элементов находятся такие неметаллы как углерод, сера, бром, водород, и металлы — медь, цинк, железо. Их электроотрицательность близка к 2. Все их нельзя назвать активными, так как они не очень сильно притягивают или не очень легко отдают электроны. Элемент с наибольшей электроотрицательностью:

11 / 30

Инструкция: Вам необходимо выполнить тестовые задания на основе контекстов Энергия активации и скорость реакции Скорость большинства реакций увеличивается с ростом температуры, т.к. при нагревании увеличивается число активных частиц и частота столкновений между молекулами веществ становится выше. Для того чтобы произошла химическая реакция, молекулы реагентов должны: 1. столкнуться; 2. обладать достаточной энергией - энергией активацией; 3. иметь благоприятную ориентацию для скорейшего взаимодействия друг с другом. Наименьшая энергия активирования исходных частиц необходимая для того, чтобы могла произойти реакция, называется энергией активации Еа (кДж/моль). Она является основным фактором, определяющим скорость реакции. Чем больше энергия активации, тем медленнее протекает реакция, и наоборот, чем меньше энергия активации, тем быстрее при данной температуре будет протекать процесс. Для ускорения химической реакции используют катализаторы, то есть вещества, которые вводятся в реагирующую смесь, но не расходуются при реакции, а ускоряют ее путем снижения энергии активации. Единица измерения энергии активации

12 / 30

Межклассовый изомер этанола

13 / 30

Сходство кальция и железа

14 / 30

Определите верное соответствие названия по IUPAC  и структурной формулы органического соединения.

15 / 30

Упражнение Максата 

Максат любит делать упражнения на турнике. После упражнений его мышцы стали больше и он стал сильнее. Ему было трудно когда он впервые начал делать упражнения. На следующие дни у него болело все тело, особенно мышцы руки и живота. Со временем Максат стал делать упражнения каждый день, и впредь мышцы у него не болели.

Снизу даны типы мышечных тканей I-Гладкая мышечная ткань II-Поперечно-полосатая мышечная ткань

III-Сердечная мышечная ткань Укажите тип мышц, которые болели после первого дня упражнений Максата

16 / 30

Строение и функции головного мозга В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг, задний, включающий в себя мост и мозжечок, средний, промежуточный и передний мозг, представленный большими полушариями. До 80% массы мозга приходится на большие полушария. Центральный канал спинного мозга продолжается в головной мозг, где образует четыре полости (желудочки). Два желудочка находятся в полушариях, третий в промежуточном мозге, четвертый на уровне продолговатого мозга и моста. В них содержится черепномозговая жидкость. Окружен головной мозг тремя оболочками - соединительно-тканной, паутинной и сосудистой. На рисунке продолговатый мозг расположен под цифрой

17 / 30

Пестициды В современном мире человечество использует более тысячи разных средств для борьбы с вредителями — пестицидов. По данным ученых пестициды незаменимы в борьбе с вредными насекомыми, грибами и сорняками. Но, несмотря, на кажущуюся пользу пестицидов, последствия их действия на окружающую среду и человека весьма опасны. Пестициды – это высокотоксичные вещества, они обладают  высокой специфичностью к применяемым организмам, способны накапливаться в организмах и передаваться по пищевой цепи, устойчивы к разложению в природе. Одним из наиболее опасных ядохимикатов является дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ). В промышленных масштабах ДДТ начали производить с 1943 года. Для борьбы с комарами, переносящими возбудителя малярии требовались лишь небольшие количества химиката. Уже в начале 1960-х во всем мире ежегодно производилось 400 тыс. тонн ДДТ, из которых 70–80% предназначалось для сельского хозяйства. Главными причинами запрета ДДТ как сельскохозяйственного пестицида стали токсические эффекты в отношении животных (в первую очередь рыб и птиц), его накопление в окружающей среде и потенциальные риски для людей, а также быстрое формирование устойчивости к пестициду у ряда вредителей. Какое свойство ДДТ позволило обнаружить его  в печени белых медведей и пингвинов в больших концентрациях, хотя на Северном и Южном полюсах этот пестицид не применялся

18 / 30

ПРОВОДЯЩАЯ СИСТЕМА СЕРДЦА Сердце человека, как и других млекопитающих, состоит из двух желудочков и двух предсердий. Проводящая система сердца — комплекс анатомических образований сердца (узлов, пучков и волокон), состоящих из атипичных мышечных волокон (сердечные проводящие мышечные волокна) и обеспечивающих координированную работу разных отделов сердца (предсердий и желудочков), направленную на обеспечение нормальной сердечной деятельности. Проводящая система сердца состоит из двух взаимосвязанных частей: синусно-предсердной (САУ) и предсердно-желудочковой (АВУ). Находится в нижней части межпредсердной перегородки под эндокардом правого предсердия

19 / 30

Сложная структура, состоящая из разных пищевых цепей.

20 / 30

Структура кожи, обозначенная цифрой 1

21 / 30

Определите количество хромосом в теле комнатной мухи, если гаплоидный набор  хромосом равен  6

22 / 30

Нервная система ланцетников

23 / 30

Климатические пояса Основными факторами, влияющими на формирование климата Земли, является солнечная радиация, циркуляция атмосферных масс и подстилающая поверхность. Солнечная радиация достигает земной поверхности, нагревает ее, а от нее нагревается воздух. При циркуляции атмосферных масс происходит западный и пассатный перенос воздуха в Евразии. Западный перенос действует зимой. Летом, когда суша нагревается, воздушные массы океана перемещаются на сушу. Так возникает муссонный перенос воздуха. Воздушные массы различаются по месту их формирования. Над Северным Ледовитым океаном – арктические, в умеренных широтах – умеренные, в районе тропиков – тропические воздушные массы. Умеренные и тропические широты делятся на морские и континентальные. Экваториальные массы характеризуются высокими температурами и большой влажностью воздуха в течении года. Воздушные массы с высокой влажностью и умеренными температурами

24 / 30

Природопользование Природопользование – это процесс использования природных ресурсов человеком для удовлетворения своих потребностей. Оно включает в себя различные виды деятельности, такие как добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, лесозаготовки, строительство и другие. Основная цель природопользования заключается в обеспечении устойчивого развития, то есть использовании природных ресурсов таким образом, чтобы они сохранялись и могли быть использованы и в будущем. Природопользование также направлено на удовлетворение потребностей человека в пище, энергии, материалах и других ресурсах. Однако природопользование может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Положительные последствия включают экономический рост, создание рабочих мест и улучшение качества жизни. Однако отрицательные последствия могут включать истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, потерю биологического разнообразия и изменение климата. Рекреационные природные ресурсы - это:

25 / 30

Чокан Валиханов В июне 1858 года Ш. Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему было тогда всего 22 года. Во время полугодового пребывания в Кашгарию Валиханову удалось собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар). Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. 12-апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчёт «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан на английском языке. Также в путешествии на Иссык-Куль в 1856 году Валихановым был собран большой по объёму материал для словаря киргизского языка, записано и переведено много местных былин и песен. Важным результатом его поездки стало открытие учёному миру и широкой общественности величайшего памятника киргизского устного творчества - эпоса «Манас». Он явился первым исследователем, который записал (26 мая 1856 года), а впоследствии перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии». Одна из самых известных работ Валиханова:

26 / 30

Миграция населения Мы живем в ХХΙ веке. Миллионы жителей нашей планеты ежегодно совершают переезды с целью смены места жительства. А. Золберг, известный специалист по миграциям, высказал тезис: «История миграции – это история человечества». Добавим: «Миграция – это и география человечества». Ежедневно в повседневной жизни мы являемся свидетелями различных видов миграции. Попробуем их определить и охарактеризовать. Вспомните, миграцией называют переселение людей (мигрантов) из одних мест проживания в другие. Существуют разные классификации миграций, в том числе: Важно помнить, что: Внутренняя миграция включает: въезд – вселение, выезд – переселение. Внешняя миграция включает: иммиграцию – въезд в страну, эмиграцию – выезд из страны.Реэмиграция– это возвращение в страну эмигрантов. Репатриация – это возвращение на историческую родину. Депортация– это принудительная миграция. Карагандинец работает на месторождении Акжал в течение 1 месяца и с перерывом в 2 недели. Какой вид миграции совершает данный гражданин?

27 / 30

Районы разведения овец

28 / 30

Изучите таблицу 1 и рассчитайте (определите) общий коэффициент естественного прироста населения Индии. Данные в таблице приведены в промилле

Страна Общий коэффициент рождаемости Общий коэффициент смертности Общий коэффициент естественного прироста
Ангола 38 11  
Венесуэла 19 5  
Индия 19 7  
США 12 8  

29 / 30

Определите  верное соответствие города - областного центра и области

30 / 30

Выберите из предложенного списка европейского путешественника, первым прошедшего морским путем к берегам  Америки.

Ваша оценка




Поделиться с друзьями
Класс-KZ