МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) для учащихся 9 класса включает в себя задания по естественнонаучной грамотности (биология, география, физика, химия) — всего 30 тестовых заданий.




МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Естественнонаучная грамотность (биология, география, физика, химия) - всего 30 тестовых заданий.

1 / 30

Стрельба из лука

Стрельба из лука— вид спорта, в котором производится стрельба из лука. Современный спортивный лук – это сложное устройство, в котором имеются всевозможные приспособления: по прицеливанию, эффективному натяжению и спуску тетивы и т.д. Но у всех луков принцип один – стрела приобретает скорость за счет силы упругости, возникающей в результате его натяжения спортсменом, за счет деформации корпуса лука. Важной характеристикой любого лука является его натяжение. Сила натяжения
лука - это усилие, с которым тетива давит на пальцы лучника в натянутом состоянии и измеряется в килограммах силы. 1 кгс=10 Н. Выбор спортсменом своего оружия с необходимым натяжением зависит от его физических качеств, но во основном используются луки со стандартным натяжением 20 кгс. Так значение позволяет стреле массой около 30 г приобретать необходимую скорость для точной стрельбы на достаточно больших расстояниях.

Для достижения необходимого натяжения стандартного лука, спортсмен растягивает его на 40 см. Работа, которую он совершил:

2 / 30

Шпионский спутник

В октябре 1945 года английский писатель - фантаст Артур Кларк, высказал идею, что искусственные спутники Земли, находясь над Экватором на высоте примерно 35786 км, могут быть использованы для ретрансляции радиосигналов. Согласно его идее антенна, направленная с Земли на спутник, излучает радиосигналы, содержащие информацию. Они принимаются ретрансляционной станцией, расположенной на спутнике и после электронной обработки передаются на наземные приемные станции. Эти станции могут находиться в любом месте, попадающем в зону излучения антенн спутника.

Большинство спутников-ретрансляторов движется по так называемой геостационарной орбите (см.рис.). Эта орбита круговая и характеризуется тем, что находящиеся на ней спутники движутся с угловыми скоростями, равными угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси, то с поверхности Земли они кажутся неподвижными, "висящими" на одном месте, в одной точке. Так как расстояние от движущегося по геостационарной орбите спутника до поверхности Земли в 2,8 раза больше диаметра Земли, то спутник "видит" сразу около 40% земной поверхности.

Современная оснащенная армия широко использует спутник для получения информации о том, что происходит на поверхности Земли. Считайте известными ускорение свободного падения на поверхности Земли 9,8 м/с2 и радиус Земли 6400 км.

МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Угловая скорость обращения геостационарного спутника-ретранслятора равна

3 / 30

Электромагниты

В 1820 году французский ученый Ф. Араго продемонстрировал эффект притягивания железных опилок проволокой с током. В том же году его соотечественник, известнейший ученый А.М. Ампер доказал, что спираль с электрическим током обладает свойствами природного магнита. Сам же электромагнит впервые создал английский изобретатель Уильям Стерджен. 4 мая 1825 года на заседании Британского общества ремесел английский ученый продемонстрировал работу своего электромагнита. Это был согнутый в виде подковы железный стержень длиной 30 см и диаметром 1,3 см. На нем в один слой вплотную друг к другу, была намотана медная проволока с диаметром 0,5 мм, по которой бежал электрической ток с силой 0,5 А, подключенная к химическому источнику тока. Электромагнит Стерджена удерживал груз, весом в 1,5 раза превосходящим вес самого магнита.

Электромагниты используются в подъемных кранах, телеграфных и телефонных аппаратах, электродвигателях, электрических и автоматических железнодорожных стрелах, измерительных прибор, электробритвах, дверном электромагнитном держателе, наушниках и др. Электромагниты являются неотъемлемой частью электрических машин, многих устройств промышленной автоматики, аппаратуры регулирования и защиты разнообразных электротехнических установок, медицинской аппаратуры.

Считая, что масса электромагнита Стерджена 800 г, то этот электромагнит способен удерживать груз массой

4 / 30

Сила Архимеда
Железобетонная плита длиной 400 см, шириной 30 см и высотой 0,25 м погружена в воду на половину своего объема.(ρв =1000 кг\м³)

Вычислите силу Архимеда, действующую на железобетонную плиту, если она погружена в воду на половину своего объема?

5 / 30

Высота, с которой без начальной скорости свободно падает сосулька в течение 4 с (g = 10 м/с2)

6 / 30

Автомобиль массой 1500 кг в течении 20 с после начала движения из состояния покоя, развил скорость до 20 м/с на горизонтальном участке пути. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

Вычислите силу трения:

7 / 30

Тело массой 3 кг, в момент падения на землю обладает кинетической энергией 2400 Дж. Начальная скорость тела равна 4 м/с. Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.

Укажите выражение зависимости скорости от времени:

8 / 30

Степень окисления

Степенью окисления элемента называют условный заряд его атома в соединении, который он приобретает, отдавая или принимая электроны от других элементов. Если элемент отдаёт свой электрон, он приобретает положительную степень окисления, если принимает

- отрицательную.

Степень окисления обозначается арабскими цифрами со знаком «+» или «-». Каждому атому в любом сложном соединении соответствует определенная степень окисления. Например, для фтора во фтороводороде HF степень окисления равна -1, для водорода +1. В простом веществе степень окисления любого элемента равна 0.

Степень окисления многих химических элементов – величина переменная. Например, для серы известны следующие степени окисления: +2 в Н2S, +4 в SO2, +6 в SO3. В простом веществе степень окисления серы равна нулю. Атомы металлов проявляют только положительную степень окисления. Атомы неметаллов (кроме фтора) могут проявлять как положительную, так и отрицательную степень окисления.

В соединениях неметаллов одного и того же периода отрицательную степень окисления будет иметь элемент с большим порядковым номером, например, в хлориде фосфора (V) PCl5: P+5Cl-1

В химических соединениях сумма абсолютных значений степеней окисления равна нулю.

Одинаковое значение степени окисления кремний проявляет в веществах

9 / 30

Периодическая таблица Д.И.Менделеева

МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Количество протонов и нейтронов в атоме ванадия

10 / 30

Электроотрицательность

Электроотрицательность — это способность атома химического элемента, находясь в молекуле, притягивать к себе общие электронные пары, или, другими словами, оттягивать себе электроны других атомов. Так как общие электронные пары образуют валентные электроны, то можно сказать, что электроотрицательность — это способность атома притягивать валентные электроны других атомов.

Сильнее всего электроны к себе притягивают фтор, кислород и хлор. Этим элементам до завершения внешнего уровня не хватает всего 1-2 электрона. Их электроотрицательность наибольшая. Легче всего отдают электроны такие элементы как литий, натрий, калий. У них на внешнем уровне всего 1 электрон, и намного проще его отдать, чем притянуть недостающие до завершения уровня. Эти элементы обладают наименьшей электроотрицательностью. Атомы химических элементов по электроотрицательности располагают в ряд, который начинается наиболее электроотрицательным элементом (фтором) и заканчивает наименее электроотрицательным (калием).

Элементы с высокой и низкой электроотрицательностями считаются активными. С высокой — активные неметаллы, с низкой - активные металлы. У первых электроотрицательность близка к 3-4, у вторых – к 1. В середине ряда электроотрицательности элементов находятся такие неметаллы как углерод, сера, бром, водород, и металлы — медь, цинк, железо. Их электроотрицательность близка к 2. Все их нельзя назвать активными, так как они не очень сильно притягивают или не очень легко отдают электроны.

Электроотрицательность кальция:

11 / 30

Инструкция: Вам необходимо выполнить тестовые задания на основе контекстов

Энергия активации и скорость реакции

Скорость большинства реакций увеличивается с ростом температуры, т.к. при нагревании увеличивается число активных частиц и частота столкновений между молекулами веществ становится выше.

Для того чтобы произошла химическая реакция, молекулы реагентов должны:

1. столкнуться;
2. обладать достаточной энергией - энергией активацией;
3. иметь благоприятную ориентацию для скорейшего взаимодействия друг с другом.

Наименьшая энергия активирования исходных частиц необходимая для того, чтобы могла произойти реакция, называется энергией активации Еа (кДж/моль). Она является основным фактором, определяющим скорость реакции. Чем больше энергия активации, тем медленнее протекает реакция, и наоборот, чем меньше энергия активации, тем быстрее при данной температуре будет протекать процесс.

Для ускорения химической реакции используют катализаторы, то есть вещества, которые вводятся в реагирующую смесь, но не расходуются при реакции, а ускоряют ее путем снижения энергии активации.

При большей энергии активации Еа реакция протекает

12 / 30

Межклассовый изомер этанола

13 / 30

Гидролизу подвергаются оба вещества в паре

14 / 30

Жидкое состояние при обычных условиях и аномально высокая температура кипения воды являются следствием образования связи

15 / 30

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Среднестатистические колебания работоспособности в течение суток можно описать с помощью следующей кривой:
МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)
Кроме этого умственная и мышечная и работоспособность снижаются от начала к концу недели. Например, во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В пятницу все показатели существенно снижаются.

При составлении расписания надо учитывать, чтобы основная учебная нагрузка должна быть на:

16 / 30

Рост и развитие

Рост — это увеличение размеров организма за счет увеличения числа и массы клеток, а также различных неклеточных образований. Рост сопровождается специализацией клеток, формированием тканей, органов и систем органов.

Процесс развития организма с момента зарождения до конца жизни называется онтогенезом. Этому процессу свойственны количественные и качественные преобразования, интенсивность и характер которых связаны с определенными периодами развития.

Какой способ размножения является половым

17 / 30

Строение и функции зубов
Зубы служат человеку для механической обработки пищи, а также участвуют в звукообразовании. У взрослого человека насчитывается всего 32 зуба - по два резца, одному клыку, два малых коренных и три больших коренных зуба на каждой половине челюсти.

В каждом зубе различают коронку, шейку п корень. Коронка - часть зуба, выступающая в ротовую полость н покрытая эмалью. Эмаль - самая твёрдая ткань зуба, в составе которой 95 % фосфата кальция. Однако при перепаде температур или разгрызании твёрдой пиши эмаль может повреждаться. Шейка зуба прикрыта десной, а корень находится в зубной ячейке. Корень и шейка зуба покрыта цементом.

Под эмалью находится дентин, менее прочный, чем эмаль, состоящий из костной ткани. Повреждение дентина вызывает кариес, который может привести к разрушению зуба. Мягкая часть зуба - пульпа - представлена сосудисто-нервным пучком, обеспечивающим иннервацию и питание.

Выберите верное утверждение

18 / 30

КЛЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ
Жизнь клетки с момента ее образования в результате деления и до создания дочерних клеток называется клеточным циклом. Он включает два этапа: подготовительный - интерфазу и последующее разделение - митоз (профазу, метафазу, анафазу, телофазу). Интерфаза длится примерно 80 процентов времени клеточного цикла и состоит из двух стадий - кариокинеза (удвоение ДНК) и цитокинеза (разделение цитоплазмы).

Митоз - это тип клеточного деления, происходящий в процессе роста и развития организма. В результате митоза образуются две идентичные клетки с диплоидным набором хромосом. Митоз является основой бесполого размножения.

Мейоз - еще один вид клеточного деления. Он участвует в создании половых клеток и приводит к образованию четырех гаплоидных клеток. Это основа полового размножения.
МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Хромосомосы выстраиваются по экватору

19 / 30

Организмы-анаэробы

20 / 30

Небольшие рощи, геологические обнажения, озера, участки долин, водопады, пещеры и другие формы живой природы представляют собой

21 / 30

Выберите органы растения, которые проводят воду с минеральными солями:

22 / 30

Выберите отличительный признак класса Птицы, как представителей позвоночных животных.

23 / 30

Pитмичность

Географическая оболочка земного шара включает атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу. Все эти системы регулярно изменяются, подвергаясь влиянию различных факторов. Одна из закономерностей существования и развития жизни заключается в повторяющихся изменениях процессов в живой и неживой природе.

Повторение похожих друг на друга явлений или действий через определенный период называется ритмичностью. Познание закономерности ритмичности необходимо для разработки долгосрочного прогнозирования географических процессов.

Чем обусловлена ритмичность географической оболочки

24 / 30

Чокан Валиханов
В июне 1858 года Ш. Валиханов отправился в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему было тогда всего 22 года. Во время полугодового пребывания в Кашгарию Валиханову удалось
собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар). Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. 12-апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчёт «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859)».

Труд был высоко оценен востоковедами России и за её пределами и вскоре переиздан на английском языке. Также в путешествии на Иссык-Куль в 1856 году Валихановым был собран большой по объёму материал для словаря киргизского
языка, записано и переведено много местных былин и песен.

Важным результатом его поездки стало открытие учёному миру и широкой общественности величайшего памятника киргизского устного творчества - эпоса «Манас». Он явился первым исследователем, который записал (26 мая 1856 года), а впоследствии перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии».

Определите географический объект , на который было направлено путешествие Ш. Валиханова

25 / 30

Религия
Религия — это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное. Она включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов. Мировые религии объединяют верующих отдельных стран и континентов. Они распространены особенно широко. Мировые религии складывались на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. К ним относятся: христианство — 2,3 млрд (33 % населения Земли), ислам — 1,6 млрд (23 %), буддизм —около 470 млн человек (6,7 %). Кроме мировых, существуют национальные религии, которые исповедуются преимущественно одним народом. Наибольшее распространение из них получили индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм.

Среди верующих греков, молдаван, украинцев, русских

26 / 30

Миграция населения
Мы живем в ХХΙ веке. Миллионы жителей нашей планеты ежегодно совершают переезды с целью смены места жительства. А. Золберг, известный специалист по миграциям, высказал тезис: «История миграции – это история человечества». Добавим: «Миграция – это и география человечества». Ежедневно в повседневной жизни мы являемся свидетелями различных видов миграции. Попробуем их определить и охарактеризовать. Вспомните, миграцией называют переселение людей (мигрантов) из одних мест проживания в другие.

Существуют разные классификации миграций, в том числе: Важно помнить, что: Внутренняя миграция включает: въезд – вселение, выезд – переселение. Внешняя миграция включает: иммиграцию – въезд в страну, эмиграцию – выезд из страны.Реэмиграция– это возвращение в страну эмигрантов. Репатриация – это возвращение на историческую родину. Депортация– это принудительная миграция.

МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Эмиграция людей с высшим образованием.

27 / 30

МОДО 9 класс (Естественнонаучная грамотность)

Столица государства N

28 / 30

Развитие горнодобывающей промышленности и неравномерное размещение хозяйства объединяет Австралию с государством

29 / 30

Источник с постоянно повторяющимся извержением горячей воды и пара

30 / 30

Определите планетарную форму рельефа

Ваша оценка




Класс-KZ