МОДО 9 класс (Грамотность чтения) Русский язык

Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО) для учащихся 9 класса включает в себя задания по грамотности чтения (тексты на русском языке) — 15 тестовых заданий.

МОДО 9 класс (Грамотность чтения) РУС

Русский язык

15 тестовых заданий

 

1 / 15

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и так далее. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создавать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться- не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учится. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим и интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) К абзацу (1) можно поставить вопрос

2 / 15

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и так далее. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создавать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться- не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учится. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим и интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) Абзацы, в которых говорится, что молодые годы - годы учёбы

3 / 15

Уж кто из современных художников имеет чувство юмора, так это голландец Флорентин Хофман. Художник считает, что чем предметы больше, тем они лучше. Если вещь имеет нормальный размер – это прекрасно, но намного интереснее, если она будет огромной. Может быть инсталляция Флорентина Хофмана и не претендует на то, чтобы стать в ряд с шедеврами мирового искусства, зато они, без сомнения, вызывают удивление, улыбку и делают мир хоть немного веселее. Экспонаты Флорентина Хофмана не могут поместиться в обычных галереях. Поэтому они располагаются обычно в публичных местах: в парках, в скверах, в любимых местах отдыха взрослых и детей. Одна из самых известных его работ – жёлтый резиновый утёнок, созданный в рамках выставки современного искусства Estuaire 2007 – важно покачивался на волнах реки Луары (Франция) и смотрел на зрителей с высоты своего 26-метрового роста. На днях в акватории города Сидней появилась большая жёлтая уточка – гигантская копия нашей детворы из ванных комнат. Дружественный плавающий утёнок обладает исцеляющими свойствами и может помочь в разрешении мировой напряжённости. Резиновый утёнок мягкий, доброжелательный и подходящий для всех возрастов! Жители этого австралийского города, а также его гости были весьма удивлены, когда в гавань вошла гигантская жёлтая уточка. Свидетелями этого события стали сразу 30 тысяч человек. Подобные игрушки есть у многих дома в ванной комнате. Они очень умилительны, а потому всегда вызывают улыбку при взгляде на них. Вот этого же эффекта хотел добиться Флорентин Хофман, выпуская жёлтую утку высотой в двадцать метров в акваторию залива города Сидней. Художник Флорентин Хофман просит не искать в этой своей работе никаких политических и социальных мотивов. Он призывает людей смотреть на гигантскую ванную уточку и улыбаться – никаких других целей он перед собой не ставил, создавая это произведение искусства. Найдите из приведённых утверждений то, которое не соответствует данному тексту

4 / 15

Социальные сети отвечают на естественное человеческое желание стать видимым, сообщить миру о себе. Людей сюда приводит не просто желание сказать «вот я» или переброситься ссылками, но и мнения, наблюдения и жизненные позиции, которые хочется выразить. Вся структура соцсетей обслуживает желание и способность аудитории к чтению и письму, искусство формулировать чувства и мысли, аргументировать позиции и поверять их полемикой с оппонентами. Тем не менее, миллионы людей по всему миру страдают от недуга, который лишь на первый взгляд кажется безопасным увлечением, а на самом деле приводит к стрессу и серьёзным расстройствам психики. Социальные сети обладают значительным риском возникновения зависимости. Для этого существует несколько причин. Первая причина заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу. Мы испытываем приятные эмоции, читая доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв. Желание повторного получения этих эмоций несёт нас вновь на просторы соцсетей, заставляя там проводить всё больше времени. Вторая причина – особенности усвоения информации. Человек получает разнородную информацию мелкими порциями за маленький промежуток времени. Прочитал коротенький комментарий, ответил, сразу открыл новости, там уткнулся взглядом в интересный пост в сообществе про науку, стал читать, параллельно включив аудиозапись, не дочитал, так как внимание отвлекло сообщение от друга, ответил и зашёл на страничку этого друга посмотреть, что там новенького. К такому режиму работы мозг привыкает быстро. Дело в удобстве, быстроте и доступности соцсетей! Чтобы получить удовольствие от мнения другого человека о твоей фотографии, не надо много мучиться. Придумал логин и одним кликом просмотрел, сколько человек «лайкнуло» твоё фото. Чтобы занять своё внимание чем-то не напрягающим, не нужно искать интересную статью в поиске: открыл контакт, начал читать новости, смотреть обновления. Быстрота, доступность – важные _________ формирования любой зависимости. Человек инстинктивно ищет самые лёгкие пути для достижения удовольствия, пусть эти пути неэффективны и приводят к вредным последствиям. (294 слов) Заголовок, отражающий тему текста.

5 / 15

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

1.В любое время года в безоблачную ночь можно увидеть неровную и неяркую полосу света, проходящую по небу. Это Млечный Путь, наша Галактика. Хорошо Млечный Путь виден вдали от городских огней в безоблачную погоду. 2.В мифах древних народов по-разному описывалось происхождение этой полосы света на небе. Согласно древнегреческому мифу, у Зевса и прекрасной женщины Алкмены родился сын Геракл. Чтобы ребенок обрел бессмертие, его кормилицей должна была стать Г ера, но она и слышать об этом не желала. Тогда Зевс дождался, когда богиня заснула, а потом подослал к ней Гермеса с младенцем Гераклом. Гера проснулась и оттолкнула его прочь. Но было уже поздно - сын Зевса обрел бессмертие. А молоко, пролившееся из груди богини, так и осталось в небесах в виде Млечного пути. Отсюда и возникло название. 3.Североамериканским индейцам светлая полоса напоминала извилистый путь во Вселенной. Они были уверены, что этот путь протоптала антилопа, соревнующаяся в беге с оленем. Куда же так стремились эти звери, индейцы не знали. Жители Восточной Африки были уверены, что это дым от костров давно умерших предков. Самые маленькие люди на Земле, бушмены, думали, что среди звезд летают хлопья пепла из костра, брошенные давным- давно девушкой из их племени. У якутов сохранилась история о том, как небесная богиня по имени Кубай-Хотун раздавала свое молоко всем детям, а также больным, которые после этого выздоравливали. Персы поведали, что это след от разбросанной соломы. Будто бы однажды какой-то человек ухватил ее с чужого воза. Вора заметили и кинулись за ним в погоню, а он так припустил, что забежал на небо, но и там не остановился, а продолжал нестись, что есть духу. Так всю краденую солому и растерял по небу. 4.Тайну Млечного пути пытались разгадать древние философы, жившие более 2000 лет назад. Так, Платон называл Млечный Путь швом, соединяющим небесные полушария. Аристотель объяснял его светящимися парами, располагающимися под Луной. Марк Манилий считал, что Млечный Путь - это сливающееся сияние маленьких звёзд. В 1610 г. итальянский учёный Галилео Галилей навел на светящуюся полосу Млечного Пути изобретённый им телескоп. То, что увидел Галилей, захватило дух. На месте белесой полосы его взору открылись сверкающие скопления из бесчисленных звёзд. Оказалось, что Млечный путь на самом деле состоит из огромного количества звёзд, не видимых по отдельности невооружённым глазом. 5.Сегодня учёные считают, что Млечный путь - центральная часть нашей Галактики. Отсюда и саму Галактику стали называть Млечный путь. Солнечная система, а вместе с ней и планета Земля, находятся на краю этого космического мира. Центр же где-то там, далеко от нас. 6. Со стороны Галактика напоминает плоский диск с утолщением посередине. Утолщение в центральной части диска Млечного пути называют Галактическим ядром. Ядро Галактики - это ярко сияющий шар. Ядро состоит из огромного количества гораздо более старых, чем Солнце, звёзд. Если бы земляне могли наблюдать ядро Галактики в небе, то их взорам предстал бы гигантский светящийся вытянутый шар, который по своим размерам был бы больше Луны в сто раз. К сожалению, это зрелище недоступно людям из-за мощных газовых и пылевых облаков, которые заслоняют галактический центр от планеты Земля. Ядро Галактики нельзя увидеть с Земли, потому что оно

6 / 15

*** Легко ли быть гением?

Hапрасно ходят легенды о волшебстве, легкости творчества избранных. Великих художников чаще всего окружал жестокий мир их неосуществлѐнных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера – творить! Cреди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. Микеланджело- признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Человек, создавший мир. Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха. B 26 лет он взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора. А ещѐ он поэт. Хороший. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни. Cтоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились. Tакова магия истинного искусства… Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись Рембрандта и Рублева… Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам! Эти гении сделали прекрасное доступным каждому смертному, принесли красоту в каждый дом!.. Hо всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? Трудно вообразить всю тяжесть их творческих порывов, потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец! Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты. Oтвет на вопрос по тексту «Как передается отношение автора к поднятой теме?» содержится в варианте

7 / 15

САДОВЫЕ ПТИЦЫ Преобладающий в садах полевой воробей отличается от домового меньшими размерами, более изящной и тонкой «фигурой», меньшей драчливостью, а также окраской. Его можно узнать по яркой каштановой шапочке, черным пятнам и скобкам на серых щеках. За сезон воробей успевает выкормить 2-3 выводка по 4-5 птенцов в каждом. Почти все лето с апреля до июля воробьи неустанно трудятся, выкармливая птенцов. Можно представить, насколько напряжен этот труд, если за сутки воробей подлетает к своему гнезду около 300 раз и каждый раз запихивает очередному птенцу в рот какую-нибудь добычу: гусеницу, червяка и т. д. Выкармливание первого поколения птенцов совпадает с периодом развития личинок яблонного цветоеда в бутонах яблони. Это прекрасный корм для птенцов, и воробьи выковыривают этих личинок из бутонов и несут в свои гнезда. В отличие от домового полевой воробей делает свои гнезда не в постройках, а в дуплах старых деревьев, растущих поблизости от жилья, а также с удовольствием займет скворечники и синичники, вывешенные в саду. Но наиболее желательной садовой птицей люди издавна привыкли считать скворцов. Именно скворцов всячески привечают, развешивают для них всюду, где только можно, искусственные домики-скворечники. Поэтому скворцы почти забыли, что они лесные птицы, и перешли на подготовленные для них квартиры. В начале лета скворцы питаются преимущественно насекомыми. Они прилетают весной как раз тогда, когда начинаются садовые работы и перекопка грядок. Скворцы бегают по свежевскопанной земле и ловко вылавливают вывороченных на поверхность обитателей почвы. Как ни спешит личинка зарыться обратно в спасительную глубину, скворец оказывается проворнее и за доли секунды успевает схватить ее своим клювом. За лето скворец откладывает яйца два раза. Насекомых для выкармливания птенцов ищет главным образом на поверхности почвы, реже – на деревьях. Покончив с выкармливанием птенцов и обретя свободу, скворцы часто образуют большие стаи, которые собираются на совместные ночевки на нескольких рядом стоящих деревьях. Такие же совместные ночевки большими стаями наблюдаются у других птиц, живущих вблизи человеческого жилья: грачей, галок, воробьев, серых ворон. Это довольно важный момент в жизни птиц, позволяющий им обмениваться информацией о наличии корма. Место ночевки сравнивают с информационным центром. Птицы, обнаружившие богатые кормом места, например, места массового размножения какого-либо вредителя или рассыпанное зерно, дают знать об этом определенным поведением, а наутро за ними вылетает целая стая. Прекрасный корм для птенцов воробья – личинки

8 / 15

ТЮЛЬПАНЫ 1. Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие. 2. Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем, в продолжение веков, использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами. 3. Первые луковицы драгоценного цветка привезли в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попадает на континент, в него влюбляются, его возводят в культ. Вершины славы он достиг в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считался одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера. 4. Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что «присвоили» себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которой является этот нежный цветок. Слово, которым можно заменить фразеологизм «возводят в культ» в абзаце 3

9 / 15

ТЮЛЬПАНЫ 1. Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция, а не Голландия, как думают многие. 2. Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем, в продолжение веков, использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами. 3. Первые луковицы драгоценного цветка привезли в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попадает на континент, в него влюбляются, его возводят в культ. Вершины славы он достиг в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считался одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера. 4. Голландцы принялись выращивать его с таким усердием, что «присвоили» себе этот цветок. Поиски редчайших тонов и оттенков, в том числе мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которой является этот нежный цветок. Информация, соответствующая тексту

10 / 15

1. Китай, расположенный на Дальнем Востоке, был труднодоступным местом. В 1271 году итальянец Марко Поло, сын купца из Венеции, добрался до Пекина со своим отцом и дядей и провёл многие годы в обществе китайского правителя Кублай Хана. 2. Они не были первыми европейцами, достигшими Китая. «Шёлковый путь» - дорога от Китая на Запад - использовался купцами с пятисотых годов до нашей эры. Но Поло были первыми из европейцев, кто объездил эту страну вдоль и поперёк и имел контакты с китайскими правителями. «Шёлковый путь» был опасен - ни один купец до Марко не прошёл его до конца. Китайцы уже к тому времени ходили на Запад, во втором веке до нашей эры они достигли Персии. 3. Западные купцы желали получить шёлк, специи и фарфор, которые они обменивали на золото и серебро. 4. Отец Марко Поло и его дядя Матео уже прожили в Китае пятнадцать лет, они вернулись в Италию, но затем в 1271 году приняли решение вернуться обратно, взяв с собой Марко. Они везли дары от Папы Григория X. 5. Хан продержал Марко при своём дворе семнадцать лет. посылая его с дипломатическими поручениями по всему Китаю. Благодаря уникальным способностям к языкам и к толковому описанию всего, что он наблюдал вокруг, Марко смог посылать отчёты Кублай Хану и позже в Венецию. 6. Джонки - эго были плоскодонные корабли с твёрдыми парусами из рогожи с поперечными планками, выносившие длительные путешествия. На джонке Марко Поло и вернулся на родину. Хан поручил Марко сопровождать китайскую принцессу в Персию, где она должна была выйти замуж за принца. После остановок на Суматре, на Яве, в Малайе, на Цейлоне (Шри-Ланка) и в Индии Марко Поло наконец доставил принцессу в Персию и поплыл в Венецию. 7. Во время путешествий Марко увидел множество вещей, неизвестных европейцам. Он восхищался огромными городами и кораблями странной формы на великих реках, он увидел, как люди пользуются бумажными деньгами, жгут уголь вместо дерева и печатают слова на бумаге при помощи деревянных блоков. Марко также обнаружил массу драгоценных камней и специй. 8. По его возвращении домой в 1295 году разразилась война между венецианцами и генуэзцами, и он попал в заключение. Там Марко диктовал свою историю своему соседу. Многие не верили рассказам Марко. 9. Он написал о разведке нефтяных и угольных месторождений, великолепных дворцах, парадах слонов, о подаренных Кублай Хану ста тысячах белых лошадей и изумительных драгоценных камнях, что явно превосходило всякое воображение венецианских граждан. На пороге смерти Марко Поло просили признаться в том, что он придумал свои приключения. Марко Поло ответил. «Я не рассказал и половины того, что видел». Место, где не останавливался Поло с китайской принцессой, согласно тексту

11 / 15

О звуке

1. Когда речь идет о науке, использование энергии — это именно то, что человечество научилось делать лучше всего. Мы часто сосредотачиваемся на том, как перенаправить свет, например, для передачи информации или освещения темноты. 2. Но как насчет звука? Его можно использовать не только в целях коммуникации. Ученые научились управлять звуковыми волнами для того, чтобы доставлять лекарственные средства, левитировать (летать без дополнительных приспособлений) объекты, а также иметь возможность проводить дистанционное лечение частей человеческого тела. 3. В начале 2016 года исследовательская группа объявила, что смогла изобрести так называемую звуковую отвертку и звуковую перчатку. Эти удивительные маленькие прототипы, возможно, не выглядят так же стильно, как в фантастических фильмах, и еще нуждаются в эстетической утонченности, но они явно способны левитировать небольшие предметы, от шарикоподшипников до гаек и болтов. Эти замечательные устройства используют многочисленные акустические волны излучателей, чтобы удерживать объект в воздухе. Усиливая или уменьшая энергию каждой акустической волны, объекты можно перемещать, пока они находятся в своих компрессионных звуковых ловушках. Таким образом, независимо от того, под каким углом наклонена звуковая отвертка, объекты остаются висеть в воздухе.; 4. Как ни странно, это далеко не первый раз, когда была продемонстрирована технология левитации с помощью звука Еще в 2006 году несколько ученых смогли заставить левитировать муравьев, божьих коровок и даже нескольких рыб. Это было достигнуто с помощью линейно сфокусированных звуковых волн, хотя в исследовании 2016 года волны использовались под разными углами. Через несколько лет, как утверждают ученые, у человека появится возможность перемещать по воздуху, к примеру, щенков, используя еще более продвинутое устройство. 5. Конечно, подобные эксперименты довольно веселые, но какое практическое применение может получить подобная технология? Оказывается, ее можно использовать для бесконтактного введения лекарств человеку. Клетки, жидкости, соединения н живые существа поддаются манипуляциям без физического прикосновения к ним, а это значит, что загрязнения и вызванные ими инфекции могут остаться в прошлом. Невероятно, но подобный тип применения устройства в медицине — это не просто теория. На самом деле технология уже была испытана в реальной жизни. Учёные научились управлять звуковыми волнами, чтобы...

12 / 15

1. Учёные не могут точно ответить на вопрос, когда появились музыкальные инструменты, но известно, что наиболее ранними были ударные. Они возникли у первобытных народов, сопровождавших свои пляски ударами камней или куском дерева друг о друга. Подобным образом происходит извлечение звуков у современных кастаньет, которые напоминают по форме раковины и соединяются попарно шнурками или деревянными рукоятками. Первые кастаньеты изготавливались из древесины каштана, отсюда и название. Сейчас кастаньеты изготавливаются из твердых пород дерева: самшита, кокосовой пальмы. Можно считать, что первобытные кастаньеты были первыми ударными инструментами. 2. В древности же было замечено, что ударный звук можно сделать более гулким и сильным, натянув кожу на пустой деревянный или глиняный предмет. Так появились предки современных барабанов и литавр. 3. Современный барабан представляет собой полый корпус или раму, на которые с одного или обеих сторон натянута кожа. Звук извлекается ударом по мембране или трением. В современных оркестрах применяют большой и малый барабаны. На большом играют колотушкой с мягким наконечником. Малый имеет более низкий корпус, поверх нижней мембраны натянуты струны, делающие звук сухим и трескучим. На нем играют двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. 4. Первые литавры представляли собой полый сосуд, отверстие которого затянуто кожей. Они были распространены и Индии, Африке, у славянских пародов. От них произошли современные литавры, ставшие еще в XVII в первыми ударными инструментами в оркестре Сейчас литавры представляют собой больше медные котлы, верх которых затянут кожей. Высоту звука можно регулировать, изменяя натяжение кожи при помощи винтов. На литаврах играют палочками, обтянутыми войлоком. 5. Бубен представляет собой обруч с погремушками. С одной стороны на него натянута кожа, с другой - могут быть прикреплены струны с бубенчиками. На нем играют, потряхивая или ударяя по коже и обручу. 6. Одним из самых древних инструментов являются тарелки. Это плоские металлические пластинки, звук из которых извлекаются ударом друг о друга, палочкой от барабана, металлической метелкой. 7. Треугольник сделан из стального прута Он подвешивается к пульту, и по нему ударяют металлической палочкой. Информация о кастаньетах, которую можно извлечь из текста

13 / 15

САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ ОБЕЗЬЯНКА В МИРЕ

1. В природе существуют не только огромные приматы, но и совсем крошечные. К таким относится мармозетка - самая маленькая в мире обезьянка. Даже очень крупная представительница этой породы ростом не превышает 30 сантиметров и весит всего до 400 грамм. 2.Среди этих маленьких обезьянок есть и совсем миниатюрные, их называю! карликовыми игрунками. Крупнейшая из них весит до 120 грамм, а длина тела не превышает 15 см. Например, швейцарский лилипут- мармозетка. Рост этого вида не превышает длину большого пальца взрослого человека. 3. Мармозетки живут на деревьях, в густых кронах. Благодаря своим острым коготкам, они прекрасно карабкаются по вертикальным веткам, а сильные лапы позволяют совершать прыжки до двух метров. В темное время суток мармозетки забираются в дупла деревьев, где и ночуют. Средняя продолжительность жизни этих обезьянок - десять лет, но в неволе они живут на несколько лет дольше, чем на свободе. 4. Мармозетка - самая маленькая обезьянка в мире, и поэтому она легко может стать добычей даже для небольших хищников. Поэтому эти миниатюрные приматы очень пугливы и осторожны. Но если они позволяют себя приручить, то остаются преданными человеку до конца своей жизни. 5. Мармозетки очень общительны: для «разговора» между собой используют чириканье, щебетание и свист. Почуяв опасность, эти животные начинают громко кричать. Информация, отсутствующая в тексте

14 / 15

ЖИДКОЕ ЛИ СТЕКЛО?

1. Многие даже не подозревают о том, что вокруг нас есть множество предметов, которые имеют удивительные свойства. В 1994 году большое землетрясение ударило близ Лос-Анджелеса. Такие землетрясения заставляют нас задуматься. Насколько твердая земля под нашими ногами? Что вообще значит понятие твердости? 2. Каменноугольный пек (смола) кажется твердым, но это не так. На самом деле он является очень вязкой жидкостью, т.е. он жидкий. Вязкость - это мера сопротивления растеканию. Оливковое масло примерно в 100 раз вязче воды, а мед в 100 раз вязче масла. Вязкость пека больше вязкости воды в 230 миллиардов раз. В Кливлендском университете над пеком проводится самый продолжительный в мире эксперимент. В 1927 году пек был помещен в воронку. За 90 лет из нее упало всего 9 капель. Никто не присутствовал при падении капли. В 1988 году хранитель эксперимента Джон Мейнстон был близок к тому, чтобы увидеть, как падает капля. Он вышел из комнаты, чтобы налить себе чаю и пропустил заветный момент. Вы можете наблюдать за этим экспериментом онлайн, но так как последняя капля упала в 2014 году, то вряд ли Вам удастся в ближайшие годы увидеть заветное падение. 3. Другое вещество, которое является вязкой жидкостью, - это стекло. Стекло необычно тем, что оно является аморфным телом. Стекло охлаждается настолько быстро, что при переходе из жидкого в «твердое» состояние, молекулы не имеют времени выстроиться в упорядоченную кристаллическую структуру. Визуально твердым стекло делают атомы или молекулы, которые настолько сильно скреплены друг с другом химически, что они не могут проскальзывать рядом с другими. ______ отсутствие упорядоченной кристаллической структуры делает стекло всё же жидким, даже когда оно находится в визуально твердом состоянии. Именно из-за того, что стекло на самом деле жидкое, в оконных рамах в старых домах хорошо заметно, что стекла тоньше вверху, чем внизу. Это связано с тем, что некоторая часть стекла за долгие годы уже стекла сверху вниз. Поэтому в таких домах окна дребезжат в рамах, ведь вверху они уже тоньше, чем подготовленный для них зазор. 4.Что мы знаем про внутреннюю часть Земли? Под земной корой находится мантия, которая отвечает за движение тектонических плит и землетрясения. Твердая она или жидкая? Мы никогда не сможем увидеть мантию напрямую, но можем наблюдать лаву, которая является раскаленным камнем. Можно представить, что мантия очень на нее похожа. Мантия должна быть жидкой, потому что ей нужно течь. На самом деле - нет, потому что мантия является твердым телом. Волны с двигательным землетрясением могут распространяться сквозь мантию, но эти волны не могут передвигаться сквозь жидкости, что является подтверждением ее твердости. Каким же образом твердый камень течет? Ответ находится в не идеальности кристаллов, у которых может не хватать нескольких атомов. Вязкость мантии походит на вязкость стекла, только на несколько порядков выше. Мантия становится похожа на жидкость, но только в геологические отрезки времени. Пек - это жидкость, которая может течь так медленно, что кажется твердым телом. А мантия земли - это твердое тело, которое ведет себя как жидкость, если подождать достаточно долго. 5. Твердость и пластичность не имеет абсолютного значения, а только относительное. И все тела на самом деле одновременно жидкие и твердые. Жидкость стекла подтверждается бытовым примером в тексте

15 / 15

Мелочи жизни

Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!» Значит, на такого человека можно положиться - он выполнит свое обещание без напоминания. Вы обещали позвонить по телефону товарищу н не позвонили - забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку. «В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным. Как же стать таким человеком? С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас. «Это человек слова!» - тaк говорят о людях

Ваш результат:

Поделиться с друзьями
Класс-KZ - Образовательный портал для всех