МОДО 9 класс — полное пробное тестирование

пробное модо 9 класс онлайн бесплатно класс кз ру

МОДО 9 класс — полное пробное тестирование

На этой странице вы можете пройти пробное онлайн тестирование МОДО для 9 класса.
Тест охватывает три направления функциональной грамотности: грамотность чтения, математическую грамотность и естественно-научную грамотность.
Формат заданий полностью соответствует официальным требованиям ГОСО РК и поможет школьникам подготовиться к реальному экзамену.
Используйте результаты теста, чтобы выявить слабые места, составить план повторения материала и снизить волнение перед прохождением МОДО в 2025-2026 учебном году.

МОДО 9 класс - онлайн тестирование

1 / 65

Мелочи жизни

Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!» Значит, на такого человека можно положиться - он выполнит свое обещание без напоминания. Вы обещали позвонить по телефону товарищу н не позвонили - забыли. Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли. Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку. «В конце концов, не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. И ошибаются. Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным. Как же стать таким человеком? С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, а то, что надо. Не откладывать на завтра того, что можно сделать сегодня, сейчас. «Это человек слова!» - тaк говорят о людях

2 / 65

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ

1.В любое время года в безоблачную ночь можно увидеть неровную и неяркую полосу света, проходящую по небу. Это Млечный Путь, наша Галактика. Хорошо Млечный Путь виден вдали от городских огней в безоблачную погоду. 2.В мифах древних народов по-разному описывалось происхождение этой полосы света на небе. Согласно древнегреческому мифу, у Зевса и прекрасной женщины Алкмены родился сын Геракл. Чтобы ребенок обрел бессмертие, его кормилицей должна была стать Г ера, но она и слышать об этом не желала. Тогда Зевс дождался, когда богиня заснула, а потом подослал к ней Гермеса с младенцем Гераклом. Гера проснулась и оттолкнула его прочь. Но было уже поздно - сын Зевса обрел бессмертие. А молоко, пролившееся из груди богини, так и осталось в небесах в виде Млечного пути. Отсюда и возникло название. 3.Североамериканским индейцам светлая полоса напоминала извилистый путь во Вселенной. Они были уверены, что этот путь протоптала антилопа, соревнующаяся в беге с оленем. Куда же так стремились эти звери, индейцы не знали. Жители Восточной Африки были уверены, что это дым от костров давно умерших предков. Самые маленькие люди на Земле, бушмены, думали, что среди звезд летают хлопья пепла из костра, брошенные давным- давно девушкой из их племени. У якутов сохранилась история о том, как небесная богиня по имени Кубай-Хотун раздавала свое молоко всем детям, а также больным, которые после этого выздоравливали. Персы поведали, что это след от разбросанной соломы. Будто бы однажды какой-то человек ухватил ее с чужого воза. Вора заметили и кинулись за ним в погоню, а он так припустил, что забежал на небо, но и там не остановился, а продолжал нестись, что есть духу. Так всю краденую солому и растерял по небу. 4.Тайну Млечного пути пытались разгадать древние философы, жившие более 2000 лет назад. Так, Платон называл Млечный Путь швом, соединяющим небесные полушария. Аристотель объяснял его светящимися парами, располагающимися под Луной. Марк Манилий считал, что Млечный Путь - это сливающееся сияние маленьких звёзд. В 1610 г. итальянский учёный Галилео Галилей навел на светящуюся полосу Млечного Пути изобретённый им телескоп. То, что увидел Галилей, захватило дух. На месте белесой полосы его взору открылись сверкающие скопления из бесчисленных звёзд. Оказалось, что Млечный путь на самом деле состоит из огромного количества звёзд, не видимых по отдельности невооружённым глазом. 5.Сегодня учёные считают, что Млечный путь - центральная часть нашей Галактики. Отсюда и саму Галактику стали называть Млечный путь. Солнечная система, а вместе с ней и планета Земля, находятся на краю этого космического мира. Центр же где-то там, далеко от нас. 6. Со стороны Галактика напоминает плоский диск с утолщением посередине. Утолщение в центральной части диска Млечного пути называют Галактическим ядром. Ядро Галактики - это ярко сияющий шар. Ядро состоит из огромного количества гораздо более старых, чем Солнце, звёзд. Если бы земляне могли наблюдать ядро Галактики в небе, то их взорам предстал бы гигантский светящийся вытянутый шар, который по своим размерам был бы больше Луны в сто раз. К сожалению, это зрелище недоступно людям из-за мощных газовых и пылевых облаков, которые заслоняют галактический центр от планеты Земля. Вопрос, на который нельзя ответить, используя информацию текста

3 / 65

ЖИДКОЕ ЛИ СТЕКЛО?

1. Многие даже не подозревают о том, что вокруг нас есть множество предметов, которые имеют удивительные свойства. В 1994 году большое землетрясение ударило близ Лос-Анджелеса. Такие землетрясения заставляют нас задуматься. Насколько твердая земля под нашими ногами? Что вообще значит понятие твердости? 2. Каменноугольный пек (смола) кажется твердым, но это не так. На самом деле он является очень вязкой жидкостью, т.е. он жидкий. Вязкость - это мера сопротивления растеканию. Оливковое масло примерно в 100 раз вязче воды, а мед в 100 раз вязче масла. Вязкость пека больше вязкости воды в 230 миллиардов раз. В Кливлендском университете над пеком проводится самый продолжительный в мире эксперимент. В 1927 году пек был помещен в воронку. За 90 лет из нее упало всего 9 капель. Никто не присутствовал при падении капли. В 1988 году хранитель эксперимента Джон Мейнстон был близок к тому, чтобы увидеть, как падает капля. Он вышел из комнаты, чтобы налить себе чаю и пропустил заветный момент. Вы можете наблюдать за этим экспериментом онлайн, но так как последняя капля упала в 2014 году, то вряд ли Вам удастся в ближайшие годы увидеть заветное падение. 3. Другое вещество, которое является вязкой жидкостью, - это стекло. Стекло необычно тем, что оно является аморфным телом. Стекло охлаждается настолько быстро, что при переходе из жидкого в «твердое» состояние, молекулы не имеют времени выстроиться в упорядоченную кристаллическую структуру. Визуально твердым стекло делают атомы или молекулы, которые настолько сильно скреплены друг с другом химически, что они не могут проскальзывать рядом с другими. ______ отсутствие упорядоченной кристаллической структуры делает стекло всё же жидким, даже когда оно находится в визуально твердом состоянии. Именно из-за того, что стекло на самом деле жидкое, в оконных рамах в старых домах хорошо заметно, что стекла тоньше вверху, чем внизу. Это связано с тем, что некоторая часть стекла за долгие годы уже стекла сверху вниз. Поэтому в таких домах окна дребезжат в рамах, ведь вверху они уже тоньше, чем подготовленный для них зазор. 4.Что мы знаем про внутреннюю часть Земли? Под земной корой находится мантия, которая отвечает за движение тектонических плит и землетрясения. Твердая она или жидкая? Мы никогда не сможем увидеть мантию напрямую, но можем наблюдать лаву, которая является раскаленным камнем. Можно представить, что мантия очень на нее похожа. Мантия должна быть жидкой, потому что ей нужно течь. На самом деле - нет, потому что мантия является твердым телом. Волны с двигательным землетрясением могут распространяться сквозь мантию, но эти волны не могут передвигаться сквозь жидкости, что является подтверждением ее твердости. Каким же образом твердый камень течет? Ответ находится в не идеальности кристаллов, у которых может не хватать нескольких атомов. Вязкость мантии походит на вязкость стекла, только на несколько порядков выше. Мантия становится похожа на жидкость, но только в геологические отрезки времени. Пек - это жидкость, которая может течь так медленно, что кажется твердым телом. А мантия земли - это твердое тело, которое ведет себя как жидкость, если подождать достаточно долго. 5. Твердость и пластичность не имеет абсолютного значения, а только относительное. И все тела на самом деле одновременно жидкие и твердые. Землетрясение заставило задуматься автора текста о

4 / 65

Инструкция: Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту. Домбра Домбра – народный музыкальный инструмент казахов. Во время раскопок близ города Аральска археологи нашли глиняную статую человека с домброй в руках. Находка датируется III–V веками до н.э. В Алматинской области, в местности Майтобе на наскальных рисунках увековечен танцующие люди и . домбра. Эти изображения относятся к эпохе неолита. Существует несколько легенд о происхождении домбры. Одна из них гласит, что старший сын Чингизхана был убит на охоте раненным куланом. Отец, предчувствуя беду, пообщела отрубить голову тому, кто сообщит плохую весть о сыне. Никто не осмеивался рассказать ЧИнгисхану правду, и лишь один певец сыграл на домбре песнь «О хромом кулане», из которой отец всё понял. Великий хан повелел отрубить певцу голову, но на что тот ответил «Я ничего не говорил. Говорила моя домбра». И тогда Чингисхан казнил не старика, а домбру, вылив не её середину горячий свинец. Так на корпусе инструмента появилось отверстие. К эпохе неолита относится

5 / 65

ИСТОРИЯ БУДИЛЬНИКА 1. В наше время будильник - довольно обыденная вещь. Он есть в часах, в бытовой технике, в автомобиле. История будильника насчитывает несколько столетий. 2. Первый будильник был «водяным». Его изобрёл древнегреческий философ Платон. Он использовал его, чтобы созывать своих учеников на занятия. Клепсидр, так назывался «водяной» будильник, состоял из двух, соединённых между собой сосудов. В верхний наливалась вода и, потихоньку вытекая, вытесняла собой воздух из нижнего сосуда, который устремлялся к присоединённой к сосудам флейте. Услышав звуки флейты, ученики спешили на занятия. 3. Прообразом будильника можно считать и так называемые «огненные» часы. Изобрели их в Древнем Китае. Они представляли собой длинную палочку, сделанную из опилок и смолы. Её располагали горизонтально и подвешивали к ней грузик на нитке. Один из краёв палочки поджигали, из-за чего опилки со смолой начинали тлеть. В определённый момент нить перегорала, и грузик падал, создавая при этом шум. 4. Итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи тоже изобрёл устройство, которое можно также считать прообразом будильника. Оно состояло из двух сосудов. Вода по капле стекала из верхнего сосуда в нижний. Второй, наполняясь, приводил в движение механизм, поднимающий ноги спящего человека. 5. Первый механический будильник изобрёл Леви Хатчинс в 1787 году. Но на нём невозможно было выставлять время звонка. Механизм звонил только в 4 часа. 6. Первый в истории патент на изобретение будильника был выдан французу Антуану Редье. В 1847 году он придумал, как устранить недостаток будильника Леви Хатчинса. Усовершенствованный будильник Антуана и стал прародителем для современных механических будильников. Его прибор уже мог звонить в любое установленное время. 7. Фирма Westelox предложила в 1908 будильник «Биг-Бен». В нём роль колокола играл весь корпус часов, из-за чего звук будильника был очень громким. 8. В 1931 году изобрели будильник с возрастающей громкостью звонка, а компания Дженерал Электрик создала механизм с функцией в 1956 отложенного пробуждения. 9. B настоящее время продолжают разрабатываться устройства, позволяющие надежно разбудить человека. Верная информация, согласно тексту

6 / 65

*** Легко ли быть гением?

Hапрасно ходят легенды о волшебстве, легкости творчества избранных. Великих художников чаще всего окружал жестокий мир их неосуществлѐнных замыслов, этот неумолимый и грозный хоровод ненаписанных, несозданных шедевров, не выполненных перед самим собой обязательств. И эта миссия вечного должника отравляла самые счастливые мгновения их жизни, ибо ни одно чувство, даже сама любовь, не могло пересилить, одолеть единственную страсть любого великого мастера – творить! Cреди этих мучеников своего признания, своего гения первым и самым терзаемым страстями был Микеланджело Буонарроти. Микеланджело- признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры. Человек, создавший мир. Мир образов, без которых трудно прожить, как нельзя дышать без воздуха. B 26 лет он взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора. А ещѐ он поэт. Хороший. В его портфолио находятся сотни сонетов, не опубликованных при жизни. Cтоит лишь однажды увидеть творения Буонарроти, и они пройдут с тобой всю жизнь, хочешь ты этого или нет, полюбились ли они или не полюбились. Tакова магия истинного искусства… Эти образы, сотворенные рукою Микеланджело, будут всегда с тобою, как навсегда вошли в нашу жизнь музыка Бетховена и Мусоргского, слово Толстого и Шекспира, живопись Рембрандта и Рублева… Правда, можно не знать созданного ими грандиозного мира, но насколько будешь беднее ты сам! Эти гении сделали прекрасное доступным каждому смертному, принесли красоту в каждый дом!.. Hо всегда ли мы представляем, какой ценою эти люди достигли такой исполинской, всепроникающей силы, такой лучезарности света, которого хватает потом, после их кончины, на многие века, который доставляет сияние миллионам, миллионам людей? Ведь гении подобны звездам, свет от них продолжает идти к нам еще вереницу веков после их кончины. Можем ли мы представить, какой пламень бушует в груди смертного творца, сжигает его душу, исторгая из нее вечные слова, дивные звучания, вещие образы? Какие ежедневные муки одолевали Баха, Микеланджело, Достоевского? Трудно вообразить всю тяжесть их творческих порывов, потому что нет более могущественного и более беспомощного человека, чем творец! Изучите судьбы великих художников, композиторов, поэтов прошлого, и вас поразит жестокая бессмыслица окружающего их бытия, нелепость борьбы с глупостью, косностью, а иногда просто холодным злодейством людей, не понимавших или слишком хорошо понявших силу нового слова, гармонии, красоты. Гений – всегда должник, потому что его окружает(-ют)

7 / 65

О погоде

Если в течение дня земля нагревается и вечером вновь охлаждается, то охлаждается и воздух над ее поверхностью. Невидимые частицы воды конденсируются в воздухе, и водяные капельки оседают на травы, листву камни. Чаще всего это происходит в ясные безветренные дни осени весны. Ранним утром можно увидеть, как сверкают капли росы, освещенные лучами зари. Воздух потеплеет – роса испарится. В морозные зимние ночи, когда температура воздуха падает ниже точки замерзания воды, капельки превращаются в крохотные кристаллики землю окутывает серебристо-сверкающее покрывало, которое ложится на кустарники, и на ветви деревьев, и на электропровода. Иногда кристаллики инея так густо покрывают ветки, что те обламываются под их тяжестью. Гроза — захватывающий спектакль природы. Сверкание молний и грохот грома не менее увлекательны, чем грандиозный фейерверк. Начинается гроза с воздушного столба, образующего белое облако, похожее на кочан цветной капусты. Грозовые облака - великаны среди кучевых. Внизу грозовое облако плоское. Оно вытягивается по направлению на наподобие наковальни. Поднимается ураганный ветер, сверкают молнии, гремит гром. Утверждение, не соответствующее тексту

8 / 65

***

1. Эпоха викингов началась около 800 г. нашей эры и длилась 300 лет. Викинги ходили во многие дальние земли, включая области России и Северной Америки. Многие викинги - смельчаки пускались в плавание к неизвестным землям Атлантики - Исландии, Голландии и даже к Америке. 2. Скандинавия, откуда викинги были родом, находилась на земле, очень трудной для обработки, в климате с долгими холодными зимами. Большие семьи не в состоянии были прокормиться скудным урожаем, вот почему викинги вынуждены были искать новые, лучшие земли, пригодные для жизни. 3. Военные корабли викингов, называемые драккарами. были длинными, вмещавшими до 80 человек. Они были быстры, маневренны, удобны для атак и длительных походов. Корабли викингов были неглубоки, поэтому легко плавали вдоль рек и в устье. 4. Викинги обнаружили Исландию впервые в 860 году, когда группа путешественников сбилась с пути. Ирландские монахи, однако, побывали там раньше на 65 лет. 5. Торговцы-викинги искали золото, серебро, специи, шелка, украшения и железо, поэтому они совершали набеги на Францию, Британию и Ирландию. Они плавали вокруг Испании и в Средиземном море. Викинги ходили по великим русским рекам до Каспийского и Чёрного морей Они также пересекли Атлантику, доплывая до Северной Америки. 6. Викинги перевозили груз в специальных кораблях, называемых кноррами. которые были вместительней, чем драккары, и в основном использовались для прибрежной торговли. На кораблях не было кают. Чаще всего матросы спали прямо на палубе, укрываясь звериными шкурами или накидками, хотя иные корабли имели навесы. В походе викинги питались копчёной рыбой, вяленым мясом и овощами. В холодные зимние месяцы плавать было очень тяжело. 7. У кораблей викингов не было верхней палубы, груз помещали прямо на пол в средней части корабля, между гребцом, сидевшим на носу, и кормой. 8. С X века викинги всё реже совершали набеги и перековали мечи на орала Поселившись в Англии и на северо-западном побережье Франции, они стали торговать, вести хозяйство, справедливо вершить государственные дела. Государство Атлантики, открытое викингами на 65 лез позже ирландских монахов

9 / 65

1. Учёные не могут точно ответить на вопрос, когда появились музыкальные инструменты, но известно, что наиболее ранними были ударные. Они возникли у первобытных народов, сопровождавших свои пляски ударами камней или куском дерева друг о друга. Подобным образом происходит извлечение звуков у современных кастаньет, которые напоминают по форме раковины и соединяются попарно шнурками или деревянными рукоятками. Первые кастаньеты изготавливались из древесины каштана, отсюда и название. Сейчас кастаньеты изготавливаются из твердых пород дерева: самшита, кокосовой пальмы. Можно считать, что первобытные кастаньеты были первыми ударными инструментами. 2. В древности же было замечено, что ударный звук можно сделать более гулким и сильным, натянув кожу на пустой деревянный или глиняный предмет. Так появились предки современных барабанов и литавр. 3. Современный барабан представляет собой полый корпус или раму, на которые с одного или обеих сторон натянута кожа. Звук извлекается ударом по мембране или трением. В современных оркестрах применяют большой и малый барабаны. На большом играют колотушкой с мягким наконечником. Малый имеет более низкий корпус, поверх нижней мембраны натянуты струны, делающие звук сухим и трескучим. На нем играют двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. 4. Первые литавры представляли собой полый сосуд, отверстие которого затянуто кожей. Они были распространены и Индии, Африке, у славянских пародов. От них произошли современные литавры, ставшие еще в XVII в первыми ударными инструментами в оркестре Сейчас литавры представляют собой больше медные котлы, верх которых затянут кожей. Высоту звука можно регулировать, изменяя натяжение кожи при помощи винтов. На литаврах играют палочками, обтянутыми войлоком. 5. Бубен представляет собой обруч с погремушками. С одной стороны на него натянута кожа, с другой - могут быть прикреплены струны с бубенчиками. На нем играют, потряхивая или ударяя по коже и обручу. 6. Одним из самых древних инструментов являются тарелки. Это плоские металлические пластинки, звук из которых извлекаются ударом друг о друга, палочкой от барабана, металлической метелкой. 7. Треугольник сделан из стального прута Он подвешивается к пульту, и по нему ударяют металлической палочкой. Информация, которая объединяет третий, четвёртый и седьмой абзацы инструменты.

10 / 65

МИДИИ

1.Если вам когда-нибудь случится побродить по берегу Атлантического океана во время отлива, вам откроется очень интересное зрелище. По всей отмели будут лежать тысячи чёрных ракушек, которые называются мидиями. 2.Мидии во многом похожи на других двустворчатых моллюсков. Но у них есть одна отличительная черта: они могут прикрепляться ко всевозможным предметам, например, к скалам, к другим ракушкам и к песку. Это делается при помощи приспособления, называемого «биссус», вырабатываемого железой, находящейся в «ноге», на узком конце мидии, и похожей на пучок нитей. 3.Мидии - это двустворчатые ракушки, то есть они состоят из двух створок. Но, в отличие от устриц, у них нет мышц, соединяющих эти створки вместе. Поверхность мидии гладкая, чем они тоже отличаются от устриц, у которых раковина шероховатая. 4.Пресноводные мидии не имеют биссуса, и поэтому не могут прикрепляться к скалам. Мидии дышат и питаются при помощи трубки, называемой сифоном, который разделён перегородкой на две части: верхнюю и нижнюю. Когда вода проходит через сифон, жабры забирают из неё кислород, и мидия дышит. Маленький «рот» в сифоне захватывает пищу, которая проплывает рядом. 5.В период размножения самка мидии откладывает миллионы икринок. Она носит эти маленькие чёрные икринки под жабрами до тех пор, пока из них не выведутся маленькие мидии. Выведенные личинки несколько дней способны плавать, но вскоре образующаяся раковина становится слишком тяжёлой, и они оседают на дно. 6.Существуют тысячи разновидностей мидий, но две основные - это морские мидии и пресноводные. Морские мидии достигают в длину примерно пяти сантиметров, пресноводные - более крупные. 7.Мидии имеют промысловое значение прежде всего в Европе. Их ракушки, которые имеют внутри нежно-голубое перламутровое покрытие, используют для изготовления пуговиц. Иногда в пресноводных мидиях находят жемчужины, но они обычно очень несовершенной формы. Вопрос, который можно задать к первому абзацу

11 / 65

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и так далее. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создавать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться- не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учится. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим и интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) Автор утверждает, что ум человека наиболее восприимчив

12 / 65

***

Подростковый возраст – трудный период психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения, меняется внутренний мир, увлечения. Человек не может жить без общения. Но в подростковом возрасте общение с одногодками приобретает несколько иной характер. Ребенок начинает искать новые знакомства, понимание среди друзей и сверстников. В этот период также происходит разделение его мнения и еще не оформившейся до конца жизненной позиции. Подростки часто сравнивают себя с другими людьми. Ищут тех, кто мог бы принимать их только такими, какие они есть, не осуждая и не сравнивая. Благодаря социальным сетям и интернету, современным подросткам легче восполнить потребность в общении. Увлечение электроникой и техникой – это «классика жанра» для большинства мальчиков-подростков вот уже несколько поколений. Кто-то увлекается мото- и автотехникой, кому-то интересна сборка и ремонт компьютеров. Сегодня, когда различные гаджеты стали широко доступными, увлечение достижениями технического прогресса коснулось и девушек-школьниц. Практически у каждого подростка есть планшет, рабочий компьютер и смартфон. Все это требует определенных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе работы с гаджетами. Cовременные подростки стали читать намного больше, чем дети даже 10-15 лет назад. Наверное, так происходит потому, что сегодня больше доступа к разным книгам. Чтение книг – это, безусловно, очень полезное занятие, но оно не содержит элемента активности, поэтому важно правильно распределять свое время, чтобы уделять его и любимому хобби, и общению, и спорту. Bсе больше старшеклассников выбирают танцы как способ самовыражения и просто получения удовольствия. В подростковом возрасте формируются музыкальные вкусы, опять же под влиянием моды и окружающей группы. Походы в кино – одно из любимых занятий молодежи уже нескольких поколений. Сериалы и разные художественные фильмы были интересны большинству подростков, начиная с момента появления телевидения и кинотеатров. Сегодня же увлечения фильмами и сериалами набирает обороты за счет доступности их в интернете. Можно, например, скачать сериал и за день просмотреть все серии. Cегодня возможность фотографировать появилась практически у каждого подростка. Стали доступными гаджеты со встроенной фото- и видеокамерой. А появление социальных сетей привело к тому, что дети все чаще стали делать фотоснимки, чтобы поделиться ими со своими друзьями. Но увлечение селфи только на первый взгляд кажется безобидным: чтобы увеличить количество подписчиков, дети часто забывают о безопасности в соцсети. Kомпьютерные игры – это увлечение молодежи, которое заставляет психологов во всем мире трубить во все трубы. Родителям, чьи дети стали чрезмерно увлекаться такими играми, необходимо помочь ребенку не потерять связь с реальностью. A ещё современные дети часто прибегают к опасным развлечениям, считая, что риск – легкий способ привлечь к себе внимание, заставить окружающих уважать себя. Например, среди подростков популярен паркур – преодоление препятствий без страховки (стен, заборов, лестниц). Риск травмироваться в паркуре очень высокий, причем не только для новичков. Oтвет на вопрос по тексту: «Как может влиять выставление личных фото в социальные сети на жизнь подростков?»

13 / 65

Транспортная инфраструктура в Казахстане. 1.Транспортный комплекс имеет важнейшее стратегическое значение, как для расширения внутреннего рынка, так и для углубления внешнеторговых связей Республики. Кроме того, географическое положение Казахстана обусловливает его большую связующую роль в развитии торговых взаимоотношений на Евразийском континенте. Республика входит в число стран, от которых напрямую зависит формирование новых транспортных направлений. 2.Транспортная инфраструктура в Казахстане достаточно хорошо развита. В стране имеется 20 крупных аэропортов, из которых 11 обслуживают международные перевозки. 3. Однако основным видом транспорта по перевозке пассажиров и груза являются поезда. Республика располагает достаточно широкой сетью железных дорог. Протяжённость железных дорог в Казахстане превышает 15 тыс. км. 16 стыковых пунктов соединяют железнодорожную систему Казахстана с соседними государствами. На сегодняшний день осуществляется перевозка пассажиров по 116 маршрутам. 4. Также в Казахстане хорошо развит общественный транспорт, предназначенный для перевозки населения по определённому расписанию и маршруту. Во всех городах курсируют маршрутные автобусы, в некоторых городах есть действующие трамвайные парки. В Алматы есть метро. Также можно воспользоваться службой вызова такси, либо взять напрокат автомобиль для самостоятельного вождения. 5.В летний период довольно популярны велосипеды. В крупных городах существуют специальные точки, где можно их арендовать. 6. Для туристов, путешествующих в небольшой группе, выгодно пользоваться такси в Казахстане. Такси сервис также подходит для поездок в непосредственной близости от городов. Большое количество автомобилей с шашками на крышах всегда рядом с аэропортами, станциями метро и автобусными остановками. Вы также можете найти такси возле торговых центров и рынков. (223сл.) Основным видом транспорта по перевозке пассажиров и груза являются

14 / 65

Транспортная инфраструктура в Казахстане. 1.Транспортный комплекс имеет важнейшее стратегическое значение, как для расширения внутреннего рынка, так и для углубления внешнеторговых связей Республики. Кроме того, географическое положение Казахстана обусловливает его большую связующую роль в развитии торговых взаимоотношений на Евразийском континенте. Республика входит в число стран, от которых напрямую зависит формирование новых транспортных направлений. 2.Транспортная инфраструктура в Казахстане достаточно хорошо развита. В стране имеется 20 крупных аэропортов, из которых 11 обслуживают международные перевозки. 3. Однако основным видом транспорта по перевозке пассажиров и груза являются поезда. Республика располагает достаточно широкой сетью железных дорог. Протяжённость железных дорог в Казахстане превышает 15 тыс. км. 16 стыковых пунктов соединяют железнодорожную систему Казахстана с соседними государствами. На сегодняшний день осуществляется перевозка пассажиров по 116 маршрутам. 4. Также в Казахстане хорошо развит общественный транспорт, предназначенный для перевозки населения по определённому расписанию и маршруту. Во всех городах курсируют маршрутные автобусы, в некоторых городах есть действующие трамвайные парки. В Алматы есть метро. Также можно воспользоваться службой вызова такси, либо взять напрокат автомобиль для самостоятельного вождения. 5.В летний период довольно популярны велосипеды. В крупных городах существуют специальные точки, где можно их арендовать. 6. Для туристов, путешествующих в небольшой группе, выгодно пользоваться такси в Казахстане. Такси сервис также подходит для поездок в непосредственной близости от городов. Большое количество автомобилей с шашками на крышах всегда рядом с аэропортами, станциями метро и автобусными остановками. Вы также можете найти такси возле торговых центров и рынков. (223сл.) Сколько аэропортов Казахстана обслуживают международные перевозки?

15 / 65

Инструкция: Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту. Владимир Набоков 1) С самого детства Владимир Набоков обучался боксу и фехтованию. В автобиографической повести «Другие берега» он вспоминал, что в его семье занятия боксом проходили в библиотеке, где «приятно совмещались науки и спорт: кожа переплетов и кожа боксовых перчаток». Был в Рождествено, в фамильном имени Набоковых, и корт, на котором маленький Владимир вместе с домашними играл в лаун-теннис – первый вид тенниса на открытом пространстве. Зимой Набоков катался на коньках, летом – осваивал ролики. «Я ыбл превосходным спортсменом», – отмечал писатель в книге воспоминаний «Память, говори». 2) Любовь к физическим упражнениям и разным видам спорта Набоков пронес через всю жизнь. Одной из его главных страстей был футбол. Играть писатель стал во время учебы в Петербурге, но предпочитал не забивать голы, стоять на воротах. Позже, уже будучи студентом Кембриджа, Набоков стал вратарем команды колледжа, продолжая заниматься теннисом. 3) Большой страстью Набокова были и шахматы. «Я посвящал чудовищное количество времени составлению шахматных задач», – признавался писатель.  Игру в шахматы он отождествлял с творческим процессом, утверждая, что «для сочинения шахматной задачи нужно вдохновение, которое принадлежит к полумузыкальному, полупоэтическому, а говоря точнее, к математически-поэтическому типу». Особая магия игры вдохновила писателя на создание романа «Защита Лужина», к герою которого шахматы были безжалостны. «В этом был ужас, но в этом была единственная гармония, ибо что есть в мире, кроме шахмат?» – философски размышлял Набоков. Согласно тексту В. Набоков не увлекался

16 / 65

Чему равна сумма двух чисел, если она на 7 больше одного из чисел и на 9 больше другого числа?

17 / 65

30 г 10%-го раствора йода в спирте смешали с 15%-ым раствором. Сколько добавили 15%-го раствора, если получился 12%-ый раствор?

18 / 65

Марат работает в дилерском центре по продаже автомобилей. Его ежемесячная зарплата составляет 400 ООО тг плюс бонусы в размере 25 000 тг за каждую проданную машину. Выразите с помощью формулы ежемесячный доход Марата (С), если х - это количество проработанных месяцев, а у число проданных машин.

19 / 65

В сказочном парке был пруд, в котором росла лилия. Каждый день число листьев удваивалось, и на двадцатый день вся поверхность пруда закрывалась листьями. Какая часть пруда оставалась свободной от листьев через 18 дней?

20 / 65

У Алмата было несколько яблок. Из всех яблок одну третью он отдал Райхану, из оставшейся одну третью и одну яблоку он отдал Сауле, и у осталось 15 яблок. Сколько всего яблок было у Алмата?

21 / 65

Из пункта А в пункт В велосипедист ехал со скоростью 11 км/ч, а назад со скоростью 9 км/ч. Определите среднюю скорость движения велосипедиста.

22 / 65

Без подручных средств найдите из представленных ниже примеров тот, итог которого (произведение чисел) отличается от остальных.

23 / 65

В квадрат, длина стороны которого равна 4 см, вписан другой квадрат, вершинами которого являются середины сторон данного квадрата. В полученный квадрат таким же способом вписан другой квадрат и.т.д. Найдите значение суммы площадей этих квадратов.

24 / 65

Олжас и Дима нарубят дрова на зиму за 10 дней. Дима и Антон за 15 дней, а Олжас и Антон за 18 дней. Дима самостоятельно нарубит дрова на зиму за (производительность труда одинакова)

25 / 65

Настенные часы опаздывают за сутки на 4 минуты. Сегодня в полдень они показывали правильное время. Через сколько дней они вновь покажут правильное время?

26 / 65

Одна четверть от 5 часов и 20 минут равна

27 / 65

Художник построил скульптуру, состоящую из пяти вертикальных брусьев, расположенных на расстоянии 3 дюйма друг от друга вдоль прямой линии слева направо на ровном основании. Высота самого левого бруса составляла 52 дюйма, а высота каждого из остальных брусьев составляла 60% от высота бруса, находящегося левее. Какова высота в дюймах бруса, находящегося левее первого на 12 дюймов?

28 / 65

Айқын зашел в гости к своим друзьям Мирасу, Алишеру и Рахмади, а за тем вернулся домой. Если он выбрал кратчайший путь до дома, определите направление его маршрута.

29 / 65

В группе актерского мастерства 8 юношей и 10 девушек. Определите количество способов для выбора 4 главных мужских и 6 главных женских ролей пьесы.

30 / 65

Две стороны треугольника разделили на равные части  

31 / 65

Hа занятия в детском саду воспитатель приготовил шаблоны для аппликации детской конфеты. Она представляет из себя композицию четырех концентрических кругов разного цвета. Известно, что диаметр меньшего круга равен 4 см, а диаметры каждого последующего круга на 2 больше предыдущего. Чему равен радиус большего круга?

32 / 65

Два школьника взвесили свои портфели. Весы показали 3 кг и 2 кг. Когда школьники положили на весы оба портфеля, весы показали 6 кг. Осмотрев весы, друзья обнаружили, что стрелка весов сдвинута. Какова же истинная масса портфелей?

33 / 65

Сколько процентов составляет площадь ΔАВМ от площади трапеции АМСД?

34 / 65

Чему равно среднее арифметическое 7-ми чисел, если после уменьшения одного из чисел на 5, а другого на 2, среднее арифметическое этих чисел стало равно 7?

35 / 65

На диаграмме указаны данные о количестве книг, прочитанных за 1 четверть учениками 7 класса. Сколько учеников прочитали не менее 3 книг?

36 / 65

Под номером 2 указан органоид

37 / 65

Обозначьте общую связь между двумя отделами растений: хвойные и цветковые

38 / 65

Укажите, какой цифрой обозначен капиллярный клубочек на рисунке

39 / 65

Придает коже прочность и эластичность

40 / 65

Строение и функции зубов Зубы служат человеку для механической обработки пищи, а также участвуют в звукообразовании. У взрослого человека насчитывается всего 32 зуба - по два резца, одному клыку, два малых коренных и три больших коренных зуба на каждой половине челюсти. В каждом зубе различают коронку, шейку п корень. Коронка - часть зуба, выступающая в ротовую полость н покрытая эмалью. Эмаль - самая твёрдая ткань зуба, в составе которой 95 % фосфата кальция. Однако при перепаде температур или разгрызании твёрдой пиши эмаль может повреждаться. Шейка зуба прикрыта десной, а корень находится в зубной ячейке. Корень и шейка зуба покрыта цементом. Под эмалью находится дентин, менее прочный, чем эмаль, состоящий из костной ткани. Повреждение дентина вызывает кариес, который может привести к разрушению зуба. Мягкая часть зуба - пульпа - представлена сосудисто-нервным пучком, обеспечивающим иннервацию и питание. Часть зуба, обеспечивающая питание и чувствительность зуба, обозначена цифрой

41 / 65

Органы. Системы органов. Организм. В организме есть отдельные органы: сердце, печень, мозг, кишечник, желудок и др. Органы есть не только у животных, а еще и у наземных растений. Органами растений являются стебли, корни, листья, цветки, плоды и семена. Органы растений и животных состоят из тканей. Органы объединяются в системы органов по выполняемым функциям. Так, головной мозг вместе со спинным мозгом и расположенными по всему телу нервами объединяется в нервную систему. Ротовая полость с зубами, желудок, кишечник, пищевод, печень и слюнные железы входят в состав пищеварительной системы. Благодаря такой организации живые организмы существуют как целостные системы. Когда человек делает шаг, у него задействуются нервы, мышцы, кости, кровь и сосуды, обеспечивающие их кислородом и т. д. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие - образуют систему органов

42 / 65

Дыхание 

Часто говорят «Нужен как воздух», отмечая важность чего- либо. Действительно, без пищи человек может прожить более 50 дней, без воды – примерно 5 дней, а вот без дыхания – около 5 минут.

Жизненная емкость легких – это:

43 / 65

ПРОВОДЯЩАЯ СИСТЕМА СЕРДЦА Сердце человека, как и других млекопитающих, состоит из двух желудочков и двух предсердий. Проводящая система сердца — комплекс анатомических образований сердца (узлов, пучков и волокон), состоящих из атипичных мышечных волокон (сердечные проводящие мышечные волокна) и обеспечивающих координированную работу разных отделов сердца (предсердий и желудочков), направленную на обеспечение нормальной сердечной деятельности. Проводящая система сердца состоит из двух взаимосвязанных частей: синусно-предсердной (САУ) и предсердно-желудочковой (АВУ). Находится в нижней части межпредсердной перегородки под эндокардом правого предсердия

44 / 65

Внимательно изучите таблицу и определите верное соответствие страны  по форме правления и государственному устройству.

45 / 65

Определите геологический этап, характеризующийся формированием морских отложений, а также выравниванием большей части территории современного Казахстана.

46 / 65

Hа карте красные стрелки обозначают

47 / 65

Столица государства N

48 / 65

Гидросфера Гидросфера – это непрерывная водная оболочка планеты, которая располагается между твердой земной оболочкой и атмосферой. Включает в себя абсолютно всю воду, которая, в зависимости от условий окружающей среды, может находиться в трех состояниях: твердом, газообразном и жидком. Гидросфера, так или иначе, пронизывает все геосферы земного шара. До самой нижней границы земной коры просачиваются подземные воды. Основная масса водяного пара распределена в нижней части атмосферы – тропосфере. Воды, содержащиеся в земной коре:

49 / 65

Миграция Понятие миграции и ее классификация рассматриваются разными специалистами – социологами, демографами, экономистами, психологами. В последнее время она приобрела мировые масштабы и оказывает большое влияние на экономическое развитие вовлеченных в нее стран. Люди становятся мигрантами по разным причинам; одних устраивает переезд из села в город.  Другие меняют регион, третьи – страну проживания. Но есть определенные тенденции и закономерности миграции, вернее для всех ее типов. Так, чаще всего переезд имеет экономические причины. Люди рассчитывают улучшить свое  благосостояние на новом месте благодаря новой работе или образованию. Назовите центры внутренней миграции в Казахстане

50 / 65

Природные ресурсы Природные ресурсы – это природные богатства, которые используются для развития экономической деятельности: например : леса, почвы, /полезные ископаемые, вода /энергия приливов и отливов, воздух/ сила ветров, солнечный свет и др. Неисчерпаемые природные ресурсы имеют космическое происхождение и принадлежат нашей  планете, как космическому телу. Даже при длительном использовании они не сокращаются, однако при антропогенном загрязнении, может изменяться их качество. Такие ресурсы не ограниченны в количестве относительно потребностям человечества. Исчерпаемые природные ресурсы ограничены в количестве и зависят от наших потребностей. По мере использования, они уменьшаются, однако могут восстанавливаться. Условно их можно разделить на : возобновляемые , невозобновляемые и частично возобновляемые. К исчерпаемым  возобновимым природным ресурсам относят

51 / 65

Виды природных ресурсов Природные ресурсы — это объекты живой и неживой природы, которые человеческое общество использует для поддержания своего существования, для удовлетворения физических, материальных и культурных потребностей. Природные ресурсы — это воздух, вода, солнце, почва, полезные ископаемые, растительный и животный мир. Человек берет из природы необходимые источники энергии, предметы потребления, орудия труда. Природные ресурсы нашей небольшой планеты не безграничны. Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется:

52 / 65

Укажите, что из перечисленного представляет α-излучение?

53 / 65

При силе тока 0,2 А через поперечное сечение проводника за 0,2 с проходит заряд равный

54 / 65

Высота, с которой без начальной скорости свободно падает сосулька в течение 4 с (g = 10 м/с2)

55 / 65

Электрическая схема Во время лабораторной работы ребята собрали цепь по данной схеме для изучения постоянного тока и определения различных физических величин. Они использовали источник питания. амперметр, вольтметр, реостат, лампочку, ключ, а также соединительные провода. Чему равно напряжение в данной цепи?

56 / 65

Испокон веков печь в доме являлась центральной фигурой в прямом смысле слова – дом строился вокруг нее. На печи готовили пищу, на ней спали, и она обогревала дом. В последние несколько десятков лет обычную печь стали объединять с водяным контуром. Устройство водяного контура дает возможность равномернее распределять тепло по жилью. Печное водяное отопление работает по простому принципу. В печи сгорает топливо (дрова, уголь, торф и т.д), нагревая при этом воду в котле печи. Вода, подчиняясь естественным процессам, циркулирует по контуру из труб, отдавая тепло во внутреннее пространство дома. Некоторые виды топлива, используемые для отопления: Вода в системе отопления, представленной на схеме, циркулирует благодаря

57 / 65

Грузы на пружине

На пружине подвешены два одинаковых груза неизвестной массы (рис.1). На рисунке 2 представлен график зависимости силы упругости F, возникающей в этой пружине, от ее удлинения Коэффициент жесткости пружины равен

58 / 65

Камнепад

Камнепад – падение крупных и мелких обломков пород с горных склонов разной крутизны. В горах это явление представляет серьезную опасность для туристов, так как достаточно сорваться одному камню, как вслед за ним посыпался целый град. Опасность явления в непредсказуемости и невозможности предугадать траекторию падения обломков. Вероятность камнепада повышается летом в утренние часы на восточных и юго восточных склонах, когда под солнцем начинает таять находящийся в породах лед. Пиковый риск приходится на полдень. А в вечерние часы вероятность падения камней повышается на западных склонах. Явление часто отмечается в дождливую погоду, причем дождь может спровоцировать обвал даже ночью. Падающие камни под действием силы тяжести обладают достаточно большой энергией, что очень опасно для туристов.

Чему равен импульс камня массой 5 кг при скорости 15 м/с?

59 / 65

На рисунке изображена форма электронного облака Орбиталь, которой соответствует данная форма облака

60 / 65

Химическая связь – это сила, которая удерживает атомы и молекулы друг возле друга. Вещество с ковалентной неполярной связью

61 / 65

Минеральные удобрения содержат элементы, необходимые для роста и развития растений. Питательные элементы, входящие в состав калийной селитры

62 / 65

Mеталлы

Металлы (s-, p-, d-, f- элементы) – группа химических элементов, обладающих при нормальных условиях характерными металлическими свойствами, такими как тепло- и электропроводность, высокая пластичность, ковкость и металлический блеск. Основные способы получения металлов:

    • пирометаллургия – восстановление металлов из руд при высоких температурах с помощью углерода, оксида углерода (II), водорода, металлов
    • алюминия, магния.
    • электрометаллургия – восстановление металлов из растворов или расплавов их соединений под действием электрического тока (электролиз).
    • гидрометаллургия – вытеснение металлов из руд с помощью растворов различных реагентов без применения высоких температур.

B схеме превращения веществами X и Y соответственно являются FeO → X - Y→ FeCl2

63 / 65

Kремний

Название элемента   произошло   от   латинского   слово   silicium   – «кремень». Открыт Й. Берцелиусом в 1824 г. Кремний – элемент четвертой группы третьего периода Периодической системы с атомным номером 14. Очень важен для современной электроники. Кремний – второй после кислорода по распространенности в земной коре элемент (27,6% по массе). В свободном виде он не встречается, широко распространен в виде кремнезема (кремень, песок, кварц) и в различных силикатах: каолинит, ортоклаз, слюда и др. Содержится также в растениях и животных организмах. Порядок распределения электронов в атоме кремния

64 / 65

Хлор Впервые ядовитый газ – хлор (Cl2) был использован в 1915 г. Так как хлор тяжелее воздуха, он располагается ближе к поверхности земли. Н.Д.Зелинский изобрёл противогаз, в котором помещается активированный уголь, и который адсорбирует хлор. Таким образом, вдыхаемый воздух очищается. В лабораторных условиях хлор получен при взаимодействии соляной кислоты с оксидом марганца (IV) уравнение которой HCl + MnO2 → MnCl2 + Cl + H2O . Объём хлора который получится, если взято 112 л хлороводорода (н.у).

65 / 65

Периодическая таблица Д.И.Менделеева Порядковый номер элемента в Периодической системе указывает на…

Ваш результат:




Часто задаваемые вопросы

Сколько заданий в тесте?

В тесте МОДО 9 класса — 65 заданий: 15 по грамотности чтения, 20 по математической грамотности и 30 по естественно-научной грамотности.

Можно ли пройти тест частями?

Рекомендуем проходить тест за один раз, чтобы привыкнуть к реальному формату экзамена.

Нужно ли регистрироваться для прохождения?

Нет, регистрация не требуется. Тест бесплатный и доступен сразу.

Какой балл считается хорошим результатом?

Чем выше балл, тем выше уровень функциональной грамотности. Ориентируйтесь на средние показатели по школе и региону.

Рекомендуем также:

Поделиться с друзьями
Класс-KZ - Образовательный портал для всех