Грамотность чтения — ЕНТ 2026 — пробное онлайн тестирование (Рус)

грамотность чтения ент пробное бесплатное тестирование

Бесплатное пробное тестирование по Грамотности чтения. Подготовьтесь к Единому Национальному Тестированию (ЕНТ). 10 случайных вопросов с одним правильным ответом. Оцените свой уровень овладения знаниями по грамотности чтения, необходимыми для продолжения образования в организациях высшего и (или) послевузовского образования.




Грамотность чтения - ЕНТ - пробное онлайн тестирование (РУС)

1 / 10

1. Учёные не могут точно ответить на вопрос, когда появились музыкальные инструменты, но известно, что наиболее ранними были ударные. Они возникли у первобытных народов, сопровождавших свои пляски ударами камней или куском дерева друг о друга. Подобным образом происходит извлечение звуков у современных кастаньет, которые напоминают по форме раковины и соединяются попарно шнурками или деревянными рукоятками. Первые кастаньеты изготавливались из древесины каштана, отсюда и название. Сейчас кастаньеты изготавливаются из твердых пород дерева: самшита, кокосовой пальмы. Можно считать, что первобытные кастаньеты были первыми ударными инструментами. 2. В древности же было замечено, что ударный звук можно сделать более гулким и сильным, натянув кожу на пустой деревянный или глиняный предмет. Так появились предки современных барабанов и литавр. 3. Современный барабан представляет собой полый корпус или раму, на которые с одного или обеих сторон натянута кожа. Звук извлекается ударом по мембране или трением. В современных оркестрах применяют большой и малый барабаны. На большом играют колотушкой с мягким наконечником. Малый имеет более низкий корпус, поверх нижней мембраны натянуты струны, делающие звук сухим и трескучим. На нем играют двумя деревянными палочками с утолщениями на концах. 4. Первые литавры представляли собой полый сосуд, отверстие которого затянуто кожей. Они были распространены и Индии, Африке, у славянских пародов. От них произошли современные литавры, ставшие еще в XVII в первыми ударными инструментами в оркестре Сейчас литавры представляют собой больше медные котлы, верх которых затянут кожей. Высоту звука можно регулировать, изменяя натяжение кожи при помощи винтов. На литаврах играют палочками, обтянутыми войлоком. 5. Бубен представляет собой обруч с погремушками. С одной стороны на него натянута кожа, с другой - могут быть прикреплены струны с бубенчиками. На нем играют, потряхивая или ударяя по коже и обручу. 6. Одним из самых древних инструментов являются тарелки. Это плоские металлические пластинки, звук из которых извлекаются ударом друг о друга, палочкой от барабана, металлической метелкой. 7. Треугольник сделан из стального прута Он подвешивается к пульту, и по нему ударяют металлической палочкой. Музыкальные инструменты, о которых идет речь в тексте, объединяются понятием

2 / 10

Большая часть территории Мангыстауской области - воспетая в стихах сотен поэтов пустыня, чьи пески, перешептываясь под касанием ветра, помнят далекие времена. Недаром на Мангышлаке так много естественных памятников прежнему - тысячи наскальных рисунков наших предков, осыпавшихся от многолетья останков домов, выглаженных солнцем пустыни черепов животных и других объектов, навевающих благоговение перед ходом времени. Каменные конкреции Мангышлака озадачивают всех исследователей и наводят на мысли о вечном и непостижимом скептическим разумом. Все так, ведь это край паломничества к культовым объектам - мечетям Бекет-Ата, Шакпак-Ата, Шопан-Ата, Масат-Ата. Стройные очертания мавзолеев, изысканность орнамента и архитектурное мастерство зодчих ушедшего времени оставляют незабываемое ощущение прикосновения к той красоте, которая живет в веках и не умирает даже с закатом эпохи. Ранее здесь пролегал Великий Шелковый путь. Вдоль него на плато Устюрт располагались крепости, поселения, караван-сараи. Созданный в 1980 году Мангыстауский историко-культурный заповедник насчитывает более 12 ООО памятников истории и культуры, из них 139 взяты под охрану государства, 20 из них - памятники республиканского значения. Здесь - воплощенная история всех периодов развития прикаспийских народов. Пять музеев Мангыстауской области хранят для всех археологические и палеонтологические находки, открывшиеся исследователям этих земель. Мангыстау - настоящий археологический заповедник под открытым небом. В 1980 году в Мангыстауской области

3 / 10

1. Легенда о том, что страус закапывается головой в песок в случае внезапной опасности, зародилась ещё во времена Римской Империи. Согласно рассказам тех времён, страус прячет голову в песок для того, чтобы обезопасить себя. Так он меньше бросается в глаза со своей длинной шеей. Сквозь столетия дошла к нам эта забавная фраза «Закапывать голову в песок». 2. Что же делают страусы на самом деле, когда видят перед собой опасность? 3. Страусы - уникальные пернатые. В связи с тем, что они могут, бегая, разгоняться до скорости в 70 километров в час, они, в случае возникновения опасности, просто-напросто убегают. 4. Если опасность не столь существенная, страус, на самом деле, может дать серьезный отпор обидчику. Его лапы вместе с крепкими и длинными когтями являются мощным оружием. Если же источник опасности находится недалеко от страуса, и опасность достаточно серьезна, а избежать её нет возможности, то страус может просто упасть на землю и не шевелиться, при этом вытянув шею по земле, притворившись мертвым. К тому же цвет перьевого покрова страуса замечательно сочетается с цветом почвы. 5.Миф о том, что страусы зарывают голову в песок, возник вследствие того, что страусы, на самом деле, просто наклоняются головой к песку, чтобы съесть его, а не потому, что они прячут в него голову. Согласно проведенным исследованиям, считается, что песок они употребляют для обеспечения процесса измельчения жесткой еды в своем желудке. 6. Голову в песок страусы могут прятать и в том случае, когда им докучают паразиты. Как правило, голову в песок они погружают после купания. Когда эти паразиты убегают и погибают, то страус с чувством выполненной миссии встряхивает головой и трясет телом. Согласно римской легенде, страус прячет голову в песок, чтобы

4 / 10

Инструкция: Внимательно прочитайте текст и правильно выполните задания к тексту. Роза Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз. Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне... Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась. Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное. Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро... Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная; старинное фортепиано, да на стенах гравюры в широких рамах из красного дерева - и больше ничего. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где ещё стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок; чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Эту часть сада арендовали наши городские торговки, и сторожил её от воров и скворцов мужик-дурачок, живший в шалаше. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлою рыбой. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой. Действие происходит в

5 / 10

Социальные сети отвечают на естественное человеческое желание стать видимым, сообщить миру о себе. Людей сюда приводит не просто желание сказать «вот я» или переброситься ссылками, но и мнения, наблюдения и жизненные позиции, которые хочется выразить. Вся структура соцсетей обслуживает желание и способность аудитории к чтению и письму, искусство формулировать чувства и мысли, аргументировать позиции и поверять их полемикой с оппонентами. Тем не менее, миллионы людей по всему миру страдают от недуга, который лишь на первый взгляд кажется безопасным увлечением, а на самом деле приводит к стрессу и серьёзным расстройствам психики. Социальные сети обладают значительным риском возникновения зависимости. Для этого существует несколько причин. Первая причина заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу. Мы испытываем приятные эмоции, читая доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв. Желание повторного получения этих эмоций несёт нас вновь на просторы соцсетей, заставляя там проводить всё больше времени. Вторая причина – особенности усвоения информации. Человек получает разнородную информацию мелкими порциями за маленький промежуток времени. Прочитал коротенький комментарий, ответил, сразу открыл новости, там уткнулся взглядом в интересный пост в сообществе про науку, стал читать, параллельно включив аудиозапись, не дочитал, так как внимание отвлекло сообщение от друга, ответил и зашёл на страничку этого друга посмотреть, что там новенького. К такому режиму работы мозг привыкает быстро. Дело в удобстве, быстроте и доступности соцсетей! Чтобы получить удовольствие от мнения другого человека о твоей фотографии, не надо много мучиться. Придумал логин и одним кликом просмотрел, сколько человек «лайкнуло» твоё фото. Чтобы занять своё внимание чем-то не напрягающим, не нужно искать интересную статью в поиске: открыл контакт, начал читать новости, смотреть обновления. Быстрота, доступность – важные _________ формирования любой зависимости. Человек инстинктивно ищет самые лёгкие пути для достижения удовольствия, пусть эти пути неэффективны и приводят к вредным последствиям. (294 слов) Предложение «Вторая причина – особенности усвоения информации» в тексте является

6 / 10

Гении.

1. Безумные гении - привычное клише фильмов о супергероях, научно-фантастических романов или ужастиков. Но они существуют на самом деле. Вот несколько знаменитых людей, чьи идеи, открытия и изобретения принесли им звание «безумцы от науки». Ну и, конечно, те самые необычные идеи великих ученых, за которые они получили это звание. 2. Леонардо да Винчи, Большинству людей он знаком как один из трех величайших художников итальянского Возрождения, однако в свое время Леонардо увлекался всем, от анатомии и механики до инженерии и математики. Именно да Винчи впервые изобрел вертолет, дельтаплан и парашют, и это в то время, когда летали только те, кто был рожден летать, По некоторым данным, Леонардо даже пытался сконструировать и испытать некоторые из своих изобретений. 3. Генри Маркрам. Современный южноамериканский ученый собирается создать идеальный искусственный интеллект к 2018 году. Его проект под названием «Голубой Мозг» пытается создать искусственную кору головного мозга и, соответственно, искусственное существо, способное не только мыслить, но и чувствовать. 4. Элон Маск. Современный молодой гений знаменит своими идеями, граничащими с научной фантастикой. Кроме того, что он планирует организовать колонию на Марсе в ближайшее время, он также недавно спроектировал новое транспортное средство, которое позволит добираться от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско за 30 минут (расстояние - 615 км). Информация, присутствующая в тексте

7 / 10

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАЛИ РЕЖЕ ЧИТАТЬ КНИГИ

Kнига давно перестала быть единственным источником информации или способом развлечения. Темп жизни постоянно растёт. Люди всё время отвечают на звонки и сообщения, проверяют соцсети и порой решают несколько задач сразу. Событий в жизни становится так много, что само- ощущение времени меняется. Значит ли это, что мы читаем меньше? Bо-первых, всѐ больше людей предпочитает бумажным книгам аудио или электронные версии, потому что это удобнее. Так, в 2021 году 38% опрошенных хотя бы раз за последние две недели читали бумажные книги и столько же – электронные. Bо-вторых, чтение не ограничивается книгами. Медиа – важный источник информации, и у современных изданий, кажется, всѐ в порядке. Сейчас их читают 53% населения. Mожно посмотреть на ситуацию ещё шире. Чтение – это в первую очередь потребление информации. С этим у нас проблем нет. Мы проверяем соцсети, пока чистим зубы, и смотрим видео, когда завтракаем. Слушаем подкасты или музыку по дороге на работу, а в офисе проверяем корпоративную почту и мессенджеры. Вечером читаем новостную рассылку или смотрим сериал в онлайн-кинотеатре. Cотни гигабайтов видео, изображений, звуков и текста каждый день – мы буквально тонем в информации. По разным подсчѐтам, современный человек в среднем потребляет информацию в течение 69% времени бодрствования, а для людей из развитых стран этот показатель стремится к 100%. Если измерять в байтах и гигабайтах, мы получаем в 90 раз больше сведений, чем люди 1940-х годов, и в четыре раза больше, чем те, кто жил в начале XXI века. B мире, где информация приходит буквально из каждого «утюга», мы стараемся читать лишь интересное нам. Теперь важно не только качество, но и оформление сведений. B результате чтение не исчезло, но стало более точечным и фрагментарным. Это видно по снижению интереса к художественной литературе, которой люди всѐ больше предпочитают нон-фикшен, журналистику, блоги и соцсети. А, например, учёные теперь куда чаще публикуют исследования в научных журналах, а не в книгах. Cегодня читательская культура стоит на пороге глобальных перемен: количество информации постоянно растёт, а люди всё реже обращаются за знаниями к книгам. Однако это вовсе не значит, что человечество движется к невежеству. Cамо чтение книг никуда не пропало и в ближайшее время не планирует. Так, если верить данным американской некоммерческой организации, количество читающих книги людей в разных поколениях остаётся примерно одинаковым. Как среди тех, кто родился в середине прошлого века, так и тех, кто всю жизнь провел в цифровой эпохе. Чтение же в своё удовольствие ещё долго будет видом досуга. Tекст содержит ответ на вопрос

8 / 10

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и так далее. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создавать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться- не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учится. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим и интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) Укажите изобразительно-выразительное средство в предложении «Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив»

9 / 10

ИСТОРИЯ БУДИЛЬНИКА 1. В наше время будильник - довольно обыденная вещь. Он есть в часах, в бытовой технике, в автомобиле. История будильника насчитывает несколько столетий. 2. Первый будильник был «водяным». Его изобрёл древнегреческий философ Платон. Он использовал его, чтобы созывать своих учеников на занятия. Клепсидр, так назывался «водяной» будильник, состоял из двух, соединённых между собой сосудов. В верхний наливалась вода и, потихоньку вытекая, вытесняла собой воздух из нижнего сосуда, который устремлялся к присоединённой к сосудам флейте. Услышав звуки флейты, ученики спешили на занятия. 3. Прообразом будильника можно считать и так называемые «огненные» часы. Изобрели их в Древнем Китае. Они представляли собой длинную палочку, сделанную из опилок и смолы. Её располагали горизонтально и подвешивали к ней грузик на нитке. Один из краёв палочки поджигали, из-за чего опилки со смолой начинали тлеть. В определённый момент нить перегорала, и грузик падал, создавая при этом шум. 4. Итальянский художник и учёный Леонардо да Винчи тоже изобрёл устройство, которое можно также считать прообразом будильника. Оно состояло из двух сосудов. Вода по капле стекала из верхнего сосуда в нижний. Второй, наполняясь, приводил в движение механизм, поднимающий ноги спящего человека. 5. Первый механический будильник изобрёл Леви Хатчинс в 1787 году. Но на нём невозможно было выставлять время звонка. Механизм звонил только в 4 часа. 6. Первый в истории патент на изобретение будильника был выдан французу Антуану Редье. В 1847 году он придумал, как устранить недостаток будильника Леви Хатчинса. Усовершенствованный будильник Антуана и стал прародителем для современных механических будильников. Его прибор уже мог звонить в любое установленное время. 7. Фирма Westelox предложила в 1908 будильник «Биг-Бен». В нём роль колокола играл весь корпус часов, из-за чего звук будильника был очень громким. 8. В 1931 году изобрели будильник с возрастающей громкостью звонка, а компания Дженерал Электрик создала механизм с функцией в 1956 отложенного пробуждения. 9. B настоящее время продолжают разрабатываться устройства, позволяющие надежно разбудить человека. Абзац, в котором описывается устройство «огненного» будильника.

10 / 10

Уж кто из современных художников имеет чувство юмора, так это голландец Флорентин Хофман. Художник считает, что чем предметы больше, тем они лучше. Если вещь имеет нормальный размер – это прекрасно, но намного интереснее, если она будет огромной. Может быть инсталляция Флорентина Хофмана и не претендует на то, чтобы стать в ряд с шедеврами мирового искусства, зато они, без сомнения, вызывают удивление, улыбку и делают мир хоть немного веселее. Экспонаты Флорентина Хофмана не могут поместиться в обычных галереях. Поэтому они располагаются обычно в публичных местах: в парках, в скверах, в любимых местах отдыха взрослых и детей. Одна из самых известных его работ – жёлтый резиновый утёнок, созданный в рамках выставки современного искусства Estuaire 2007 – важно покачивался на волнах реки Луары (Франция) и смотрел на зрителей с высоты своего 26-метрового роста. На днях в акватории города Сидней появилась большая жёлтая уточка – гигантская копия нашей детворы из ванных комнат. Дружественный плавающий утёнок обладает исцеляющими свойствами и может помочь в разрешении мировой напряжённости. Резиновый утёнок мягкий, доброжелательный и подходящий для всех возрастов! Жители этого австралийского города, а также его гости были весьма удивлены, когда в гавань вошла гигантская жёлтая уточка. Свидетелями этого события стали сразу 30 тысяч человек. Подобные игрушки есть у многих дома в ванной комнате. Они очень умилительны, а потому всегда вызывают улыбку при взгляде на них. Вот этого же эффекта хотел добиться Флорентин Хофман, выпуская жёлтую утку высотой в двадцать метров в акваторию залива города Сидней. Художник Флорентин Хофман просит не искать в этой своей работе никаких политических и социальных мотивов. Он призывает людей смотреть на гигантскую ванную уточку и улыбаться – никаких других целей он перед собой не ставил, создавая это произведение искусства. Укажите, к чему в тексте призывает художник Флорентин Хофман

Ваш результат:




Спецификация теста по «Грамотности чтения» для Единого национального тестирования
(Для использования с 2026 года)

Цель теста: Определение уровня подготовленности поступающих с целью приема в организации высшего и (или) послевузовского образования.

Задача теста: Оценить уровень овладения знаниями по грамотности чтения, необходимыми для продолжения образования в организациях высшего и (или) послевузовского образования.

Содержание теста:

Раздел Тема
01 Человек и его окружение. 01 Семья и ценности жизни
Природа 02 Дружба. Интересы. Увлечения
03 Профессия. Работа
04 Спорт и здоровый образ жизни. Путешествия. Отдых
05 Природные явления. Погода и климат
06 Животные, насекомые, птицы, растительный мир
02 Образование и наука. История. 07 Образование. Наука
Культурное наследие 08 Деятели науки. Биография
09 Искусство
10 Технический прогресс
03 Города и государства. Социальные взаимоотношения 11 Государства. Географические положение государств. Экономика
12 Столицы и города. Архитектура и строительство
13 Средства массовой информации
14 Проблемы человечества

Характеристика содержания теста:
Тест по грамотности чтения содержит 10 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа.

№ текста Количество слов в тексте Количество заданий
Текст №1 60-100 слов 2
Текст №2 100-150 слов 3
Текст №3 150-350 слов 5

Тестовые задания направлены на проверку понимания информации, выявления структурных частей текста и определения основной мысли, типов и стилей текстов, извлечения информации из различных источников.

Трудность тестовых заданий в одном варианте теста:

Тестовые задания в тесте представлены по трём уровням трудности: базовый уровень (А) – 50%, средний уровень (В) – 30%, высокий уровень (С) – 20%.

Базовый уровень трудности характеризует воспроизведение простых знаний и навыков, проведение оценки минимального уровня подготовленности обучающегося, выполнение простых действий с помощью определённых указаний, использование простых аргументов.

Средний уровень трудности характеризует правильное воспроизведение основных знаний и навыков, распознавание простых моделей в новых ситуациях, умение анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать данные, использовать аргументы, обобщать информацию и формулировать выводы.

Высокий уровень трудности характеризует воспроизведение более сложных знаний и навыков, распознавание более сложных моделей заданий, интегрирование знаний, умений и навыков, анализ сложной информации или данных, проводить рассуждение, обосновывать и формулировать выводы, направлено на разграничение фактов и их последствий, определение значимости представленных фактов.

Форма тестовых заданий: Тестовые задания закрытой формы с выбором одного правильного ответа.

Время выполнения тестовых заданий: средняя продолжительность выполнения одного тестового задания составляет 2 минуты.

Оценка выполнения отдельных тестовых заданий: Оценивание ответов тестовых заданий осуществляется согласно пункту 18 Правил проведения ЕНТ (утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 2 мая 2017 года № 204).

Часто задаваемые вопросы:

  • Как подготовиться к Грамотности чтения для ЕНТ?

Подготовка к грамотности чтения для ЕНТ — это не просто развитие навыка чтения, а умение анализировать, интерпретировать и использовать текстовую информацию, чтобы решать практические задачи.

Развивайте навыки:

Навык Что нужно уметь
Поиск информации Находить ключевые слова, цифры, факты.
Анализ Видеть причинно-следственные связи.
Сравнение Сопоставлять разные точки зрения или данные.
Интерпретация Понимать подтекст и намёки автора.
Критическое мышление Отличать факт от мнения.

Этапы подготовки:

Шаг 1. Ежедневное чтение

  • 15–20 минут в день читайте разные тексты:

    • статьи (наука, общество, технологии),

    • рассказы, эссе,

    • новости.

  • Чередуйте короткие тексты и объёмные статьи.

Шаг 2. Практика на заданиях формата ЕНТ

Ежедневно решайте пробные тесты формата Единого Национального Тестирования

Шаг 3. Разбор структуры текста

  1. Определите тему и главную мысль.

  2. Выделите ключевые слова и важные детали.

  3. Разделите текст на смысловые части.

  4. Подумайте: что хотел донести автор?

Шаг 4. Работа с типичными вопросами

Тип вопроса Пример Как решать
Главная мысль текста «Что хотел сказать автор?» Найдите фразу, которая объединяет все абзацы.
Детали текста «Какой факт верен?» Сканируйте текст глазами, ищите ключевые слова.
Интерпретация «Что подразумевал автор?» Ищите скрытый смысл и намёки.
Анализ аргументов «Какие аргументы сильнее?» Сравните доказательства и логику.
Применение информации «Какое решение лучше по данным текста?» Подумайте, как использовать информацию в реальной жизни.

 

Стратегии на экзамене

  • Читайте вопрос перед текстом. Это поможет понять, на что обращать внимание.

  • Подчёркивайте ключевые слова в задании и тексте.

  • Если ответов несколько, отбрасывайте заведомо неверные.

  • Не тратьте много времени на один вопрос — лучше вернуться позже.

  • В конце проверьте ответы на ошибки по невнимательности.

Типичные ошибки и как их избежать

Ошибка Как избежать
Чтение текста «по диагонали» Читайте внимательно, особенно вопросы на детали.
Опора только на собственное мнение Всегда выбирайте ответ, который подтверждается текстом.
Поспешный выбор ответа Всегда перечитывайте вопрос и дважды проверяйте ответ.
Игнорирование графиков и схем Анализируйте не только текст, но и визуальную информацию.

Рекомендуем так же:

 

Поделиться с друзьями
Класс-KZ - Образовательный портал для всех