Грамотность чтения — ЕНТ- пробное онлайн тестирование (Рус)

Подготовьтесь к Единому Национальному Тестированию (ЕНТ) по Грамотности чтения. 10 случайных вопросов с одним правильным ответом.




Грамотность чтения - ЕНТ - пробное онлайн тестирование (РУС)

1 / 10

САДОВЫЕ ПТИЦЫ Преобладающий в садах полевой воробей отличается от домового меньшими размерами, более изящной и тонкой «фигурой», меньшей драчливостью, а также окраской. Его можно узнать по яркой каштановой шапочке, черным пятнам и скобкам на серых щеках. За сезон воробей успевает выкормить 2-3 выводка по 4-5 птенцов в каждом. Почти все лето с апреля до июля воробьи неустанно трудятся, выкармливая птенцов. Можно представить, насколько напряжен этот труд, если за сутки воробей подлетает к своему гнезду около 300 раз и каждый раз запихивает очередному птенцу в рот какую-нибудь добычу: гусеницу, червяка и т. д. Выкармливание первого поколения птенцов совпадает с периодом развития личинок яблонного цветоеда в бутонах яблони. Это прекрасный корм для птенцов, и воробьи выковыривают этих личинок из бутонов и несут в свои гнезда. В отличие от домового полевой воробей делает свои гнезда не в постройках, а в дуплах старых деревьев, растущих поблизости от жилья, а также с удовольствием займет скворечники и синичники, вывешенные в саду. Но наиболее желательной садовой птицей люди издавна привыкли считать скворцов. Именно скворцов всячески привечают, развешивают для них всюду, где только можно, искусственные домики-скворечники. Поэтому скворцы почти забыли, что они лесные птицы, и перешли на подготовленные для них квартиры. В начале лета скворцы питаются преимущественно насекомыми. Они прилетают весной как раз тогда, когда начинаются садовые работы и перекопка грядок. Скворцы бегают по свежевскопанной земле и ловко вылавливают вывороченных на поверхность обитателей почвы. Как ни спешит личинка зарыться обратно в спасительную глубину, скворец оказывается проворнее и за доли секунды успевает схватить ее своим клювом. За лето скворец откладывает яйца два раза. Насекомых для выкармливания птенцов ищет главным образом на поверхности почвы, реже – на деревьях. Покончив с выкармливанием птенцов и обретя свободу, скворцы часто образуют большие стаи, которые собираются на совместные ночевки на нескольких рядом стоящих деревьях. Такие же совместные ночевки большими стаями наблюдаются у других птиц, живущих вблизи человеческого жилья: грачей, галок, воробьев, серых ворон. Это довольно важный момент в жизни птиц, позволяющий им обмениваться информацией о наличии корма. Место ночевки сравнивают с информационным центром. Птицы, обнаружившие богатые кормом места, например, места массового размножения какого-либо вредителя или рассыпанное зерно, дают знать об этом определенным поведением, а наутро за ними вылетает целая стая. Совместные ночёвки позволяют обмениваться информацией о

2 / 10

Гении.

1. Безумные гении - привычное клише фильмов о супергероях, научно-фантастических романов или ужастиков. Но они существуют на самом деле. Вот несколько знаменитых людей, чьи идеи, открытия и изобретения принесли им звание «безумцы от науки». Ну и, конечно, те самые необычные идеи великих ученых, за которые они получили это звание. 2. Леонардо да Винчи, Большинству людей он знаком как один из трех величайших художников итальянского Возрождения, однако в свое время Леонардо увлекался всем, от анатомии и механики до инженерии и математики. Именно да Винчи впервые изобрел вертолет, дельтаплан и парашют, и это в то время, когда летали только те, кто был рожден летать, По некоторым данным, Леонардо даже пытался сконструировать и испытать некоторые из своих изобретений. 3. Генри Маркрам. Современный южноамериканский ученый собирается создать идеальный искусственный интеллект к 2018 году. Его проект под названием «Голубой Мозг» пытается создать искусственную кору головного мозга и, соответственно, искусственное существо, способное не только мыслить, но и чувствовать. 4. Элон Маск. Современный молодой гений знаменит своими идеями, граничащими с научной фантастикой. Кроме того, что он планирует организовать колонию на Марсе в ближайшее время, он также недавно спроектировал новое транспортное средство, которое позволит добираться от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско за 30 минут (расстояние - 615 км). Леонардо да Винчи, согласно тексту

3 / 10

А знаешь ли ты, каково значение слов алфавит и азбука? Было это давным-давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах. Им надо было общаться. И люди придумывали для этого разные способы. Например, посылали друг другу рисуночное письмо-пиктограмму. А канадские индейцы сообщали о чём-то другому племени с помощью дыма. В Африке для передачи сообщений люди били в барабан. Он назывался тамтам. От языка сигналов, жестов, рисуночного письма люди пришли к письму буквенному. Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы иероглифы. Слово «иероглиф» означает «священные знаки». Каждый иероглиф – это слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии. Первый в мире алфавит был создан 2 тысячи лет назад финикийцами. Он состоял из 22 согласных звуков. Слово алфавит создано по названию первых букв «альфа» и «вита». В 10 веке русский князь Владимир побывал в Греции и принял христианство. Он хотел, чтобы русичи тоже были образованными и велел двум братьям Кириллу и Мефодию создать русскую азбуку. Они стали переводить греческие богослужебные книги на славянский язык, чтобы люди ходили в церковь и могли понимать грамоту. Братья усовершенствовали греческий алфавит и приспособили его к славянской азбуке. Слово азбука создано по названию первых букв «аз» и «буки». По имени старшего брата азбуку назвали кириллицей. Определите, какое изобразительно-выразительное средство есть в данном предложении: «От языка сигналов, жестов, рисуночного письма люди пришли к письму буквенному»

4 / 10

Землетрясение

Большинство землетрясений имеют продолжительность около одной, редко более одной минуты. Интенсивность колебаний за это время неодинакова. Как правило, землетрясение начинается со сравнительно слабых колебаний, которые длятся 10-20 секунд, далее наступает основная фаза землетрясения. Маловероятно, что землетрясение может достигнуть максимума внезапно. Поэтому, за первые 10-20 секунд, если не поддаваться панике, можно предпринять меры по обеспечению личной безопасности и безопасности находящихся рядом людей. Устойчивость зданий зависит от качества строительства и длительности эксплуатации. В сельской местности наиболее уязвимым элементом является кирпичная печь. Повреждение или разрушение печи может привести к возникновению пожара.

Уязвимый элемент в сельской местности

5 / 10

1. Люди всего мира любят отдыхать на море: плавают, ловят рыбу, ходят на яхтах, занимаются сёрфингом - соревнуясь или просто ради удовольствия. 2. Первыми мореплавателями были древние египтяне, плававшие на кораблях с квадратными тростниковыми парусами. На современных парусниках бывает тридцать парусов, и, чтобы поднимать их и убирать, нужно двести человек. Рекордное расстояние, пройденное таким парусником за день, - восемьсот километров. 3. Мореплаватели всегда стремились завершить кругосветное путешествие за рекордно короткий срок. Чтобы проплыть без остановки вокруг света, французу Брюно Пейро потребовалось восемьдесят дней 4. Покоряют морские просторы и пловцы-одиночки. Самый длинный заплыв в Атлантическом океане предпринял англичанин Вальтер Пёниш. В 1978 году он проплыл от Кубы до Флориды за тридцать четыре часа. 5. Переплывающие Ла-Манш густо смазываются жиром, чтобы не замёрзнуть в холодной воде. Англичанка Пенни Дин переплыла этот пролив за восемь часов. 6. Рекорд погружения под воду без акваланга на глубину более ста метров установила Анджела Бандини - две минуты сорок секунд! Однако с помощью акваланга, наполненного особой смесью водорода, кислорода и гелия, спортсмен из Греции Тео Мавростомос погрузился на глубину семьсот метров! 7. Рекорд скорости на водных лыжах установил испанец Кристофер Масси. В 1983 году он промчался со скоростью двести тридцать километров в час. А через три года сто водных лыжников проехали вместе два километра у побережья Австралии. 8. Хорошие серфингисты часто преодолевают девяти- и одиннадцатиметровые волны в бухте Уаймеа на острове Гавайи. Но самой большой волной была двухсотметровая цунами, обрушившаяся на Гавайи в середине девятнадцатого века. Утверждение, соответствующее тексту

6 / 10

1. Китай, расположенный на Дальнем Востоке, был труднодоступным местом. В 1271 году итальянец Марко Поло, сын купца из Венеции, добрался до Пекина со своим отцом и дядей и провёл многие годы в обществе китайского правителя Кублай Хана. 2. Они не были первыми европейцами, достигшими Китая. «Шёлковый путь» - дорога от Китая на Запад - использовался купцами с пятисотых годов до нашей эры. Но Поло были первыми из европейцев, кто объездил эту страну вдоль и поперёк и имел контакты с китайскими правителями. «Шёлковый путь» был опасен - ни один купец до Марко не прошёл его до конца. Китайцы уже к тому времени ходили на Запад, во втором веке до нашей эры они достигли Персии. 3. Западные купцы желали получить шёлк, специи и фарфор, которые они обменивали на золото и серебро. 4. Отец Марко Поло и его дядя Матео уже прожили в Китае пятнадцать лет, они вернулись в Италию, но затем в 1271 году приняли решение вернуться обратно, взяв с собой Марко. Они везли дары от Папы Григория X. 5. Хан продержал Марко при своём дворе семнадцать лет. посылая его с дипломатическими поручениями по всему Китаю. Благодаря уникальным способностям к языкам и к толковому описанию всего, что он наблюдал вокруг, Марко смог посылать отчёты Кублай Хану и позже в Венецию. 6. Джонки - эго были плоскодонные корабли с твёрдыми парусами из рогожи с поперечными планками, выносившие длительные путешествия. На джонке Марко Поло и вернулся на родину. Хан поручил Марко сопровождать китайскую принцессу в Персию, где она должна была выйти замуж за принца. После остановок на Суматре, на Яве, в Малайе, на Цейлоне (Шри-Ланка) и в Индии Марко Поло наконец доставил принцессу в Персию и поплыл в Венецию. 7. Во время путешествий Марко увидел множество вещей, неизвестных европейцам. Он восхищался огромными городами и кораблями странной формы на великих реках, он увидел, как люди пользуются бумажными деньгами, жгут уголь вместо дерева и печатают слова на бумаге при помощи деревянных блоков. Марко также обнаружил массу драгоценных камней и специй. 8. По его возвращении домой в 1295 году разразилась война между венецианцами и генуэзцами, и он попал в заключение. Там Марко диктовал свою историю своему соседу. Многие не верили рассказам Марко. 9. Он написал о разведке нефтяных и угольных месторождений, великолепных дворцах, парадах слонов, о подаренных Кублай Хану ста тысячах белых лошадей и изумительных драгоценных камнях, что явно превосходило всякое воображение венецианских граждан. На пороге смерти Марко Поло просили признаться в том, что он придумал свои приключения. Марко Поло ответил. «Я не рассказал и половины того, что видел». Причина, по которой Кублай Хан доверял дипломатические поручения Марко, раскрыта в абзаце.

7 / 10

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПАВЛОДАРА

Павлодар – северо-восточный казахстанский город, раскинувшийся на берегу Иртыша. Если вы планируете посетить его, вам стоит взглянуть на самые красивые и интересные достопримечательности Павлодара. Mечеть имени Машхура Жусупа представляет собой великолепное здание в центре города, обрамлённое живописной облагороженной территорией. Благодаря музею при мечети можно узнать много нового о непростом историческом пути казахов. Hабережная Иртыша – живописное место, по которому приятно прогуляться и понаблюдать за красотой реки и окружающей природы. Набережная оборудована для посещения в любое время года. Здесь есть красивые тротуары, фонари и лавочки, пляжная зона и места для занятий зимним спортом. Обязательно посетите набережную дважды: при свете дня и вечером, когда всѐ обрамлено красивой подсветкой. Любители литературы и искусства могут побывать в Доме-музее выдающегося поэта ХХ века Павла Васильева, где смогут увидеть купеческую горку, венские стулья, старинные часы, прялку и даже герань, воспетую Павлом Васильевом в произведениях. Eсли интересуетесь местной историей, то историко-краеведческий музей имени Потанина – настоящая находка. Его изюминка в том, что все экспозиции интересны и уникальны. Здесь есть множество артефактов, карт, диорам и прочих любопытных экспонатов, которые дадут вам обширные познания о крае. Eщё один музей, который обязательно нужно посетить, – музей воинской славы. Он приоткрывает перед посетителями военную историю Павлодара и его роль в контексте масштабных военных событий. Музей рекомендуется посетить не только историкам и тем, кто непосредственно интересуется воинским делом, но и людям, желающим почтить память погибших соотечественников и предков. A в каком ещё музее можно побывать тем, кто ищет как можно больше культурного досуга? Pекомендуем посетить Павлодарский областной художественный музей. Благодаря меняющимся экспозициям, в нѐм никогда не бывает скучно. Неважно, впервые вы в Павлодаре или нет, музей искусств точно удивит и оставит приятные впечатления от сочетания классики и современности. Oбластной драматический театр имени А. П. Чехова покорит особым колоритом. Помимо интересного репертуара, вас приятно удивит качество актѐрской игры, которое высоко оценивают местные жители и заезжие театралы. Hе знаете, куда сходить в Павлодаре, чтобы развлечься? Отправляйтесь в торгово-развлекательный центр, в котором есть всѐ для интересного досуга и шопинга. Помимо продуктового магазина и множества бутиков, в ТЦ находится кинотеатр, боулинг и отличный каток. Также на территории торгово-развлекательного комплекса есть фудкорт, на котором приятно отдохнуть и перекусить в перерыве между активным досугом. Хотите отдохнуть на свежем воздухе – поезжайте в «Зелёную рощу». Это место стоит посетить в зимнее время года, ведь здесь всё оборудовано для катания на лыжах, сноубордах и санках. В перерывах между развлечениями можно перекусить, любуясь окружающей природой и наслаждаясь весѐлым гулом людской толпы. Город Павлодар прекрасен в любую пору года и всегда ждёт туристов с распростёртыми объятьями. Oтвет на вопрос по тексту «Почему автор советует дважды посетить набережную Иртыша?» содержится в утверждении

8 / 10

***

1. Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его живительной силой, дающей жизнь. Человек всегда стремился понять, как образуется дождь. 2. Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе. С поверхности водоемов, почвы и растений вода испаряется, попадает в атмосферу, где впоследствии и происходит образование дождевых туч, которые перемещаются воздушными потоками в разных направлениях и выпадают совсем не там, где образуются первичные облака. В процессе круговорота воды в природе происходит циклическое перемещение воды в земной атмосфере. В этот цикл входит испарение, конденсация и осадки. 3. Интенсивность испарения зависит от температурного фактора, влажности и скорости перемещения воздушных потоков – ветра. Атмосферный водяной пар по большей части поставляется из теплых областей – океанических тропиков и субтропиков. В среднем обновление водяного пара в атмосфере происходит раз в 10 дней. По мере продвижения насыщенного влагой воздуха в верхние слои атмосферы он охлаждается и расширяется за счет понижения давления. Далее происходит конденсация, образуются мельчайшие капельки, слагающие облака. Внутри облаков капли постоянно перемещаются, движутся вниз, увеличиваются в размерах и, в конце концов, могут выпасть на землю в виде дождя. При этом капли, находящиеся в верхней части облака, могут оставаться жидкими даже при температуре ниже 0° С. 4. Известно, что дождь стал причиной появления прогнозов погоды по радио. Когда американский владелец радиостанции попал под дождь, он учредил новую рубрику прогноза погоды, которая рассказывала о дожде несколько раз в сутки. Все фразы Гидрометцентра о дожде имеют конкретный смысл. Например, при фразе «кратковременный дождь» имеется в виду, что продолжительность дождя будет не больше 3 часов. Фраза «ожидается дождь» означает продолжительность дождя не менее полусуток. Фраза «без существенных осадков» вовсе не означает, что дождя не будет, это значит, что дождь выпадет не больше 0,3 литра на квадратный метр. 5. Человек может остаться под дождем совершенно сухим, если находится в пустыне. На самом деле дожди в пустыне бывают, но о дожде невозможно узнать, т. к. капли просто не долетают до земли, испаряясь под воздействием горячего воздуха. Фраза, которая имеет значение «продолжительность дождя будет не более 3 часов»

9 / 10

1. Легенда о том, что страус закапывается головой в песок в случае внезапной опасности, зародилась ещё во времена Римской Империи. Согласно рассказам тех времён, страус прячет голову в песок для того, чтобы обезопасить себя. Так он меньше бросается в глаза со своей длинной шеей. Сквозь столетия дошла к нам эта забавная фраза «Закапывать голову в песок». 2. Что же делают страусы на самом деле, когда видят перед собой опасность? 3. Страусы - уникальные пернатые. В связи с тем, что они могут, бегая, разгоняться до скорости в 70 километров в час, они, в случае возникновения опасности, просто-напросто убегают. 4. Если опасность не столь существенная, страус, на самом деле, может дать серьезный отпор обидчику. Его лапы вместе с крепкими и длинными когтями являются мощным оружием. Если же источник опасности находится недалеко от страуса, и опасность достаточно серьезна, а избежать её нет возможности, то страус может просто упасть на землю и не шевелиться, при этом вытянув шею по земле, притворившись мертвым. К тому же цвет перьевого покрова страуса замечательно сочетается с цветом почвы. 5.Миф о том, что страусы зарывают голову в песок, возник вследствие того, что страусы, на самом деле, просто наклоняются головой к песку, чтобы съесть его, а не потому, что они прячут в него голову. Согласно проведенным исследованиям, считается, что песок они употребляют для обеспечения процесса измельчения жесткой еды в своем желудке. 6. Голову в песок страусы могут прятать и в том случае, когда им докучают паразиты. Как правило, голову в песок они погружают после купания. Когда эти паразиты убегают и погибают, то страус с чувством выполненной миссии встряхивает головой и трясет телом. Абзац, содержащий информацию о беговых способностях страуса

10 / 10

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты, отчёты, планирование и так далее. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создавать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться- не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учится. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим и интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв) Информация, отсутствующая в тексте

Ваш результат:




Поделиться с друзьями
Класс-KZ - Образовательный портал для всех