История Казахстана — ЕНТ- пробное онлайн тестирование

Тестовые онлайн задания по Истории Казахстана проверят ваши знания об исторических событиях, происходивших на территории современного Независимого Казахстана с древних времен до наших дней.

Подготовьтесь к Единому Национальному Тестированию (ЕНТ) по Истории Казахстана. 10 случайных тестовых вопросов с одним правильным ответом и 10 вопросов на основе контекста.




История Казахстана - ЕНТ - пробное онлайн тестирование (РУС)

1 / 20

Казахский государственный педагогический институт был открыт в:

2 / 20

Карлуки в 756 г. враждовали с:

3 / 20

Произведения акына-импровизатора XIX века Биржан сала отличались

4 / 20

Комиссаром какой области был назначен Б.Ниязов?

5 / 20

Султаны Жаныбек и Керей перекочевали в Западное Жетысу в

6 / 20

Является руководителем экспедиции по изучению Казахстана, статистом и участником освободительного движения

7 / 20

Знаменитые казахские акыны и жырау XVI-XVII вв.:

8 / 20

Первый наземный атомный взрыв на Семипалатинском ядерном полигоне произошел в:

9 / 20

Время существования Карлукского каганата.

10 / 20

Разгром персидского царя Кира саками-массагетами

11 / 20

Миржакип (Мир-Якуб) Дулатов (1885—1935) — поэт, писатель, драматург, публицист, педагог, общественный деятель. Окончив русско-казахское училище, педагогические курсы, работал аульным учителем, занимался самообразованием. В 1904 г. участвовал в революционных кружках в Омске, в 1905—1907 гг. — в демонстрациях в Каркаралинске, в работе съезда казахской конституционно-демократической партии в Уральске. Автор сборника “Оян, қазақ” (“Проснись, казах”), опубликованного в 1909 г., романа “Бақытсыз Жамал” (“Несчастная Жамал”), свыше 2 тыс. статей и трудов по литературе, культуре, истории и этнографии, языкознанию, математике. В 1913—1918 гг. — один из редакторов газеты “Қазақ”, в 1917—1919 гг. — в руководстве правительства Алаш-Орды. Начиная с 1920 г. — на преподавательской и издательской работе, работник суда в Семипалатинске, редактор газеты “Ақ жол” в Ташкенте.М. Дулатов оказал огромное влияние на целое поколение казахской творческой интеллигенции. Репрессирован в 1929 г. В 1930 г. приговорен к расстрелу с последующей заменой — 10-летним заключением, умер в лагере на Соловках.

В 1913—1918 гг. Мыржакып Дулатов был одним из редакторов

12 / 20

В декабре 1927 года съезд ВКП (б) провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. Коллективизация - процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в коллективные сельскохозяйственные предприятия путем кооперирования. В развитии кооперации на селе провозглашались принципы добровольности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода от низших форм кооперации к высшим. В 1928 году силовой нажим на крестьянство определил Декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов». По декрету от 1928 года было выселено 657 баев-полуфеодалов, у которых было изъято 145 тысяч голов скота. Коллективизацию в Казахстане намечалось закончить к весне 1932 года. В зерновых районах основной формой колхозного строительства должна была стать сельскохозяйственная артель, в животноводческих районах - товарищество по совместной обработке земли и косьбе (ТОЗ). Коллективизация в Казахстане проводилась без учета местных условий. К октябрю 1931 года в Казахстане было коллективизировано 65% всех хозяйств. Тогда как в 1928 году - всего 2%. Девиз: «Перегибов не допускать - парнокопытных не оставлять!» принадлежал тургайским перегибщикам. В ходе их деятельности от 1 миллиона голов скота осталось всего 98 тысяч голов. В 1931-1932 годах в Шубартауском районе сдали государству на мясо 80% всего поголовья скота. На 1 января 1933 года в республике насчитывалось всего 4,5 млн голов скота . В 1930-1932 годах в Казахстане разразился голод, потери от которого составили 40% населения республики. В 1931-1933 годах из 6,2 млн жителей республики погибли от голода около 2,1 млн, из них потери некоренного населения составили 400 тысяч. Численность казахского населения после коллективизации была восстановлена спустя почти 40 лет-в 1969 году. Казахский голодомор 1931-1933 годов получил в народе название «Ашаршылык». Процесс объединения мелких единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства

13 / 20

Во главе восстания встал батыр, замечательный оратор Сырым Датов. Его опорой был род байбакты, кочевавший между Волгой и Яиком. Основными движущими силами восстания были казахские шаруа, большинство старшин, биев и родоправителей, видевших причину всех бед в личной власти хана Нуралы. Бесчинства казачьих отрядов, нападавших на мирные аулы, угонявших скот, способствовали увеличению числа повстанцев.Первое крупное столкновение С. Датова с казачьими отрядами произошло в июне 1784 года. Тогда основные силы восставших находились в Верхнем Яике и вблизи Орского укрепления. В ноябре 1784 года под знаменем Датулы сражались более 1 000 сарбазов. До весны 1785 года основные силы повстанцев были задействованы в борьбе против казачьих отрядов, расположенных вдоль Уральской линии.Причиной охлаждения С. Датова к хану Нуралы и ханскому двору послужил раскол на два противоположных лагеря феодальной верхушки. Хан Нуралы, остерегаясь гнева повстанцев, перекочевал со своими подданными поближе к Уральской линии. В условиях усиления политической конфронтации между сторонниками и противниками восстания С. Датулы пришел к выводу о необходимости устранения Нуралы с ханского престола. Восстание имело большое историческое значение: оказало влияние на политическое сознание казахского народа; население поняло, что завоевать независимость можно только в результате организованного вооруженного восстания; открыто была показана двуличность политики султанов. Итогом восстания 1783–1797 годов в Младшем жузе было решение правительства от 11 марта 1801 года, в соответствии с которым казахам разрешалось для кочевания переходить на правый берег реки Урал. Годы национально-освободительного движения:

14 / 20

«Нет сомнения, что в отношении сведений о киргизах (казахах) самое первое место занимает «Сборник летописей» издания Березина (Казань, 1854 г.), замечательный тем более, что представляет единственные памятники прошедшей жизни киргиз, хотя исторических фактов в нем и нет, но полная генеалогия султанов и ханов киргизских дает нам возможность проверить современными данными хоть одно из (исторических) сказаний киргиз (казахов) и поверить достоверность сведений самой книги с известиями русскими, находящимися в посольских бумагах и актах сношений с ногайцами. «Сборник летописей»… написан в конце царствования Бориса Годунова, около 1000 г. геджры, когда (правил городом Касимом) султан Ураз Мухаммед…, с которым (находился в России автор хроники), неизвестный по имени… Хроника эта написана чисто арабским языком и … переводным словом, зато узбековских (в XV-XVI вв. казахов называли также узбеками), степных уподоблений, поговорок бездна». Определите по контексту, когда было написано произведение:

15 / 20

«Полевой суд допрашивал Бекболата: «Почему подняли восстание против царской власти под мотивом — не дадим солдат?» Бекболат ответил, что восстание возникло не только в результате одного желания властей мобилизовать казахов в армию, а в результате колонизаторской политики забирали лучшую землю казахов, выгнали казахов в горы, причем не осталось никакой совести у царя Николая, облагали бедняков и батраков разными налогами наравне с баями и т. д. Восстание возникло не только в Жаильмысской волости, но оно уже возникло в разных местах, оно растет как пожар». Это описание относится к событиям в:

16 / 20

«Этих команов перебили татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство; однако весьма многие из бежавших возвращаются к ним. XV. После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле, а также в Комании, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу; ...эти люди были язычники, и как команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов. XVI. Из земли Кангитов въехали в землю Биссерминов (т. е. Хорезма). Эти люди говорили и доселе еще говорят команским языком, а закона держатся Сарацинского. В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений. В этой земле есть одна большая река, имя которой нам неизвестно; на ней стоит некий город, именуемый Янкинт (Janckint), другой по имени Бархин и третий, именуемый Орнас, и очень много иных, имена которых нам неизвестны ... с севера же прилегает к ней часть земли черных Китаев и Океан. Там пребывает Сыбан, брат Бату. XVII. Затем мы въехали в землю черных Китаев, в которой татары построили сызнова только один город, по имени Омыл [Имиль]. Император построил здесь дом, в который мы приглашены были... Выехав оттуда, мы нашли некое море, не очень большое; это море имеет довольно много островков, и мы оставили его с левой стороны. Земля же изобилует многими реками... В этой земле живет Орду, старший над Бату; мало того, он древнее всех князей татарских. XVIII. Выехав отсюда в канун дня, посвященного блаженному Петру (29 июня), мы попали в землю Найманов; они язычники. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного. (И эти два народа не занимались земледелием, но, подобно татарам, жили в шатрах; татары также их уничтожили.) Через эту страну мы ехали много дней. XIX. Затем мы въехали в страну монголов, именуемых нами татарами. Как мы полагаем, мы ехали через эту землю три недели быстрого пути, а в день блаженной Марии Магдалины (22 июля) приехали к Куйюку, нынешнему императору». Определите, откуда и куда проследовал путь путешественника, описанный в источнике:

17 / 20

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан владычествовал в Дашти-Кипчаке; некоторые султаны из рода Джучиева, опасаясь с его стороны беды для себя, решили заранее предотвратить ее. С этой целью несколько султанов, Гирей-хан, Джанибек-султан и другие с небольшою толпою людей... бежали от Абул-хаир-хана в Моголистан. Страною этою правил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан принял беглецов хорошо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они зажили спокойно. После смерти Абул-Хаир-хана улус Узбекский пришел в расстройство; начались в нем большие неурядицы. Тогда множество народа откочевало к Гирей-хану и Джанибек-хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч; звать их стали узбеками-казахами. Так как сперва они сами, а потом и большая часть собравшихся около них людей были беглецы, ушедшие от своих и одно время скитавшиеся без приюта, то их и прозвали казахами, имя это за ними осталось. Эпохой, с которой началась собственно власть султанов казахских, надобно считать год 870; впрочем бог лучше знает. Затем, в продолжение времени до 940 года... казахи владычествовали в большой части Узбекистана. После Гирей-хана власть ханская перешла к сыну его Бурундук-хану. Потом ханом был сын Джанибек-хана Касим. По примеру отца он (Касым-хан) был сначала во всем послушен и покорен Бурундук-хану. Кроме Бурундука у Гирей-хана было еще много других сыновей. Точно также и Джанибек-хан имел детей, кроме Касима. В том числе был Адик-султан, за него выдали четвертую дочь Юнус-хана, Султан-Нигар-ханыму по смерти (первого мужа ее), мирзы Султан-Махмуда, сына Султан-Абу-Саид-мирзы. При падении Ташкента (в 908 г.), когда Султан Махмуд-хан и Султан Ахмед-хан, сыновья Юнусовы, были взяты в плен Шейбани-ханом, Адик-султан бежал от Шагибек-хана и ушел к казахам; за ним последовала и Султан-Нигар-ханым. Адик-султан около этого самого времени скончался, тогда ханыму взял за себя Касим-хан. После Адик-султана Касим-хан до того усилился, что за Бурундук-ханом осталось одно ханское имя. Под конец Бурундук-хана изгнали; он удалился в Самарканд и умер на чужбине». Определите, куда откочевали около двухсот тысяч человек из Узбекского улуса (в):

18 / 20

«Тохтамыш-хан, властитель Дашти и татар, когда увидел то, что произошло между Тимуром и султаном Хусейном, то сердце у него встрепенулось и изменилось по причине родства и соседства; он приготовил громадное войско, подобное гигантским волнам, и направился на схватку с Тимуром со стороны Сагнака и Отрара». «Тимур выехал против него из Самарканда; они встретились около Туркестана вблизи реки Хуженда, которая есть река Сайхун. Самарканд находится между реками Сайхун и Жайхун». Определите современные названия рек Сайхун и Жайхун:

19 / 20

Развитие политической мысли в период становления Казахского ханства В историю развития политической мысли внесли свои бесценный вклад выдающиеся государственные деятели Казахстана хань: Касым, Есим; Тауке и Абылай. При правлении хана Касыма был разработан и принят кодекс законов, известный как «Қасым ханның қасқа жолы» (Светлый путь Касым хана). Он включает в себя пять основных разделов: - Имущественный закон. В него входили положения о решении и споров о земле, скоте и имуществе. - Уголовный закон. Здесь рассматривались различные виды уголовных преступлений и наказания за них. - Военный закон. В нем оговаривались повинности населения по содержанию армии в военное время, воинская повинность, принципы формирования подразделений, раздел военной добычи. - Посольский обычай. В этом разделе оговаривались вопросы международного права, посольского этикета. - Закон общественности (жұртшылық). Этот раздел был посвящен обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств и дворцовому этикету. Раздел, который регулировал выполнение обязательства асар

20 / 20

В начале 40-х годов 13 века образовалось новое монгольское государство — Золотая Орда, включавшее территории: Восточного Дешт-и Кыпчака (Степные районы Казахстана к западу от верховий Оби и Иртыша, до низовий Волги и Амударьи), часть территории Хорезма и Западной Сибири. Кто был основателем этого государства?

Ваша оценка




Поделиться с друзьями
Класс-KZ