Русская литература — ЕНТ- пробное онлайн тестирование

Пробное онлайн тестирование нового формата по Русской литературе для подготовки к Единому Национальному Тестированию (ЕНТ). Проверьте свои знания о творчестве русских писателей, их произведениях, темах, идеях и образах, которые характерны для русской литературы. Тест включает в себя 40 случайных тестовых заданий: 25 заданий с одним правильным ответом, 5 заданий на основе контекста, 5 заданий на соответствие и 5 заданий с одним или несколькими вариантами ответов.




Русская литература - ЕНТ - пробное онлайн тестирование

1 / 40

Кондрат Майданников, Павел Любишкин, Ипполит Шалый – лучшие представители крестьянства в произведении

2 / 40

Тема любви звучит в стихотворении М.Ю. Лермонтова

3 / 40

Сон героя как художественный приём использован в произведении

4 / 40

Перенесение человеческих качеств на явления природы, животных, предметы

5 / 40

Произведение, написанное в эстетике сентиментализма

6 / 40

Событие, с которым рушится душевное равновесие Алеко, героя поэмы А.С. Пушкина «Цыганы», обретённое в таборе

7 / 40

Образное преувеличение

8 / 40

Автор-повествователь есть в системе художественных образов произведения

9 / 40

Сон героя как художественный приём использован в произведении

10 / 40

«Как царь Иван Казань-город брал» относится к жанру

11 / 40

«Суламифь», «Звезда Соломона», «Молох», «Поединок» – произведения

12 / 40

Кадетский корпус, военное училище, армия – этапы жизненного пути

13 / 40

Лиро-эпический жанр на исторические, сказочные или бытовые темы, повествование о трагических, таинственных событиях – это

14 / 40

Критическая статья А.В. Дружинина

15 / 40

Двойники Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

16 / 40

Произведение А.И. Куприна

17 / 40

Значение главы «Особенный человек» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

18 / 40

Художественное поэтическое определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор желает обратить внимание с целью усиления выразительности поэтической речи.

19 / 40

Определение пословицы

20 / 40

Произведение писателя XIX века завершается «немой сценой»

21 / 40

Зилов из пьесы А.Вампилова «Утиная охота» похож на

22 / 40

Основу романа Л.Н. Толстого «Война и мир» составляет тематика

23 / 40

Подставные слова в загадках

24 / 40

Главным предметом лирических переживаний в поэзии Н.А. Заболоцкого является

25 / 40

«Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке, Одно единственное движение губ, Имя твое – пять букв,» – писала М. Цветаева о

26 / 40

ЗАПОВЕДНИКИ КАЗАХСТАНА

Kазахстан – удивительное государство Центральной Азии! Славится оно своей природой, участвовать в сохранении которой должен каждый человек и гражданин. Hа территории страны развиты водно-болотные системы, встречаются горные хребты и разные виды ландшафтов. Для сохранения местных особенностей с первой половины прошлого века в Казахстане начали создавать охраняемые территории. Pассмотрим некоторые из них. Cамый первый из созданных в стране заповедников – Аксу-Жабаглинский. Он расположен на территории Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана. В Казахстане он расположен на пересечении Жамбылской и Туркестанской областей. Именно Аксу-Жабаглинскую заповедную зону считают самой красивой в стране. Здесь есть прекрасные хвойные леса, необычная горная растительность, более двадцати трёх плодоносных деревьев, да и цветов здесь растѐт немало, так что с весны до осени этот край выглядит крайне пёстро и удивительно. Здесь проживает много млекопитающих, из которых 10 видов занесено в Красную книгу страны. Снежный барс, сурок Мензбира и подвид архара находятся под особо пристальным вниманием. Но самое главное, именно в этом заповеднике в котловане Каскабулак можно будет увидеть каменную галерею с наскальной живописью самых древних людей. Hе менее знаменитым заповедником Казахстана является Коргалжынская заповедная зона, созданная на территории Акмолинской и Карагандинской областей. На его территории находятся озѐра Коргалжын, Тенгиз и речка Нура. Собственно, именно из-за охраны водно-болотных угодий и их прибрежной территории и был создан этот заповедник. В этом заповеднике растёт огромное количество степной и водной растительности, проживает около 250 видов птиц и 36 видов млекопитающих. А с недавних пор здесь обитает ещё и розовый фламинго, который стал почётным символом заповедной зоны. Tерритория Наурзумской заповедной зоны особенно разнообразна. Здесь есть пресные и солѐные водоёмы, необычный бор, который разместился на бугристых эоловых песках, сухие луга, ковыльные степи, сосновый бор. А ещё здесь растут такие виды растений, как киргизская берёза, наголоватка мугоджарская, тюльпан Шренка, росянка и тонконог, занесенные в Красную книгу. Здесь обитает много животных и птиц, среди которых 44 вида пернатых включены в Красную книгу. B Восточно-Казахстанской области находится Маркакольский заповедник. Его символом является ускуч – рыба, обитающая в озере Маркаколь. Удивительны достопримечательности этой заповедной зоны! Здесь можно найти крутую Зайсанскую впадину, живописный Мраморный перевал, пасеку с вкуснейшим и ароматным алтайским мёдом, луга, тёмно-хвойные леса, каменистые тундры и ещё много других ландшафтов, от которых захватывает дух. К тому же здесь можно увидеть птиц и млекопитающих, среди которых имеется даже снежный барс, занесённый в Красную книгу. Cамым молодым заповедником Казахстана является Каратауская заповедная зона. Этот заповедник располагается в Южно-Казахстанской области в самом центре хребта Каратау. Примечательна зона тем, что знаменитый польский учёный Томас Сулей смог обнаружить на её территории артефакты, возраст которых достигал целых 150 тысяч лет. Представители фауны здесь также впечатляющи. В заповеднике водятся каменная куница, горный баран, орёл-карлик, балабан – все они занесены в Красную книгу и находятся под охраной Комитета охотничьего и лесного хозяйства. Так, на территории заповедников Казахстана имеются особенные экосистемы с нетронутой природой, которые находятся под охраной государства. Информация, соответствующая тексту

27 / 40

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАЛИ РЕЖЕ ЧИТАТЬ КНИГИ

Kнига давно перестала быть единственным источником информации или способом развлечения. Темп жизни постоянно растёт. Люди всё время отвечают на звонки и сообщения, проверяют соцсети и порой решают несколько задач сразу. Событий в жизни становится так много, что само- ощущение времени меняется. Значит ли это, что мы читаем меньше? Bо-первых, всѐ больше людей предпочитает бумажным книгам аудио или электронные версии, потому что это удобнее. Так, в 2021 году 38% опрошенных хотя бы раз за последние две недели читали бумажные книги и столько же – электронные. Bо-вторых, чтение не ограничивается книгами. Медиа – важный источник информации, и у современных изданий, кажется, всѐ в порядке. Сейчас их читают 53% населения. Mожно посмотреть на ситуацию ещё шире. Чтение – это в первую очередь потребление информации. С этим у нас проблем нет. Мы проверяем соцсети, пока чистим зубы, и смотрим видео, когда завтракаем. Слушаем подкасты или музыку по дороге на работу, а в офисе проверяем корпоративную почту и мессенджеры. Вечером читаем новостную рассылку или смотрим сериал в онлайн-кинотеатре. Cотни гигабайтов видео, изображений, звуков и текста каждый день – мы буквально тонем в информации. По разным подсчѐтам, современный человек в среднем потребляет информацию в течение 69% времени бодрствования, а для людей из развитых стран этот показатель стремится к 100%. Если измерять в байтах и гигабайтах, мы получаем в 90 раз больше сведений, чем люди 1940-х годов, и в четыре раза больше, чем те, кто жил в начале XXI века. B мире, где информация приходит буквально из каждого «утюга», мы стараемся читать лишь интересное нам. Теперь важно не только качество, но и оформление сведений. B результате чтение не исчезло, но стало более точечным и фрагментарным. Это видно по снижению интереса к художественной литературе, которой люди всѐ больше предпочитают нон-фикшен, журналистику, блоги и соцсети. А, например, учёные теперь куда чаще публикуют исследования в научных журналах, а не в книгах. Cегодня читательская культура стоит на пороге глобальных перемен: количество информации постоянно растёт, а люди всё реже обращаются за знаниями к книгам. Однако это вовсе не значит, что человечество движется к невежеству. Cамо чтение книг никуда не пропало и в ближайшее время не планирует. Так, если верить данным американской некоммерческой организации, количество читающих книги людей в разных поколениях остаётся примерно одинаковым. Как среди тех, кто родился в середине прошлого века, так и тех, кто всю жизнь провел в цифровой эпохе. Чтение же в своё удовольствие ещё долго будет видом досуга. Информация, соответствующая тексту

28 / 40

1. Древнее озеро Тенгиз… Древние и птицы, гнездящиеся на его островах – удивительные розовые фламинго. С далёких времён эти птицы не изменились, как не изменился образ их жизни. 2. Фламинго – крупная птица, некоторые самцы весят до 4,5 килограмма. Самки мельче – их вес едва достигает трёх килограммов. Взрослые птицы нарядны во все времена года. Оперение их розовато-белое, а подмышечные перья и края крыльев пурпурно-красные. Ноги и голые участки кожи вокруг глаз розовые. Клюв двухцветный, его основание розовое, а вершина чёрная. Взрослые самцы и самки не отличаются друг от друга по окраске. Молодые птицы окрашены невзрачно: снизу они рыжевато-белые, сверху – серовато-бурые. 3. Внешность фламинго настолько оригинальна, что это дало повод зоологу прошлого века Г.С.Карелину сказать, что эта птица по своему виду выделяется среди пернатых так же, как верблюд среди четвероногих. И действительно, краснокрыл не похож ни на одну другую знакомую птицу. Массивный и как бы надломленный посредине клюв длиной 11 – 16 сантиметров вызывает недоумение. Шея и ноги длинные; стоящий на земле во весь рост фламинго достигает в высоту полутора метров. Это по праву самая длинноногая птица в мире. 4. Массовые скопления этих птиц на кормёжке представляют необычайно красивую картину: бело-розовая окраска птиц оттеняется синими водами озера и кажется особенно чистой под лучами казахского солнца. Ярко-красная окраска крыльев незаметна издали, так как крылья почти скрыты под напущенными на них перьями брюха. 5. Но вот птицы заметили какую-то опасность: моментально раскрываются крылья, краснеет весь строй, словно по нему пробежал огонь, и через минуту все птицы потянулись прочь. 6. Странное впечатление производят летящие фламинго. Шея и ноги вытягиваются в одну линию, и тогда кажется, что летит не птица, а длинная палка с крыльями. «Самая фигура фламинго до того нелепа, что становится красивой в своём безобразии», – писал выдающийся орнитолог П.П.Сушкин. Тип данного текста

29 / 40

Принцип рационализма заключается в том, что разум является основой для понимания мира и принятия решений. Он подчеркивает значение логического мышления, анализа и рационального подхода к решению проблем. Культ разума, в свою очередь, означает почитание разума как высшей ценности и идеала, а также стремление к его развитию и использованию во всех сферах жизни. Оба этих понятия тесно связаны и выражают убеждение в том, что разум является ключом к прогрессу и благополучию человечества. Принцип рационализма, культ разума характерны для

30 / 40

А. Рыбаков «Дети Арбата». Отрывок (часть I, глава 26) «На свой последний допрос Саша шел без надежды, знал, что ждет его, и ничего не боялся. Человек, сказавший, что Сталин будет готовить острые блюда, еще не враг. Дьяков пренебрегает прямым смыслом слов, Дьяков их истолковывает, в этом он участвовать не желает. Он хочет выйти отсюда – да, но хочет выйти чистым и перед партией, и перед своей совестью. Дьяков встретил его официально. – Завершим институтское дело, – деловито сказал он, – ваши признания зафиксированы. Теперь вам следует самому дать им политическую оценку. – Выпуск стенной газеты я признаю ошибкой, – ответил Саша. – Субъективной… – подхватил Дьяков. – Но ошибки имеют объективные причины и объективные последствия. Так ведь! Начинается толкование. Для Дьякова человек – всего лишь единица, нужная для заполнения протокола, протокол нужен для вынесения этому человеку приговора. – Итак, Панкратов, каковы объективные причины и объективные последствия ваших ошибок? Саша всматривался в мальчишеское лицо Дьякова. Встреть он его на Арбате… На заводе такие окапывались в конторе – учетчики, нормировщики, чего-то там маракали в отделе кадров. Что Дьяков ему сделает? Он умеет таскать на спине барабаны по восемьдесят килограммов, не пропадет и на лесоповале, вернется к бригадиру Аверкиеву, к бывшему комдиву Морозову, они всюду, это народ… А такие вот Дьяковы и есть истинные враги партии. Дьяков некоторое время смотрел на Сашу, надеялся насладиться эффектом, который произвели его слова, потом продолжал: – Вы неопытны, Панкратов, вы их не знаете… Хотели вы этого или нет, но объективно вы оказались оружием в руках Криворучко и его банды, они использовали вас в своих контрреволюционных целях. Поэтому-то вы и оказались здесь. Тем более что вы не хотели политически оценить свои ошибки. Но оценить их, Панкратов, еще не поздно. Верьте нам. «Верьте нам…» Хватит, верил! Верил таким вот словам, сколько раз их слышал, сколько раз сам произносил. Это не человеческие слова, это шаманские заклинания. Шаманили Лозгачев и Азизян, шаманил Баулин, шаманил Столпер, теперь шаманит Дьяков. И на этом шаманском алтаре жизнь невинных людей. Дьяков посмотрел на Сашу: – Вы меня поняли, Панкратов? – Я вас понял. – Вот и хорошо, – сказал Дьяков, – так и запишем. – Только чтобы было убедительно, – попросил Саша с той особенной интонацией, которая не обманула бы любого арбатского мальчишку. А этот мозгляк ничего не понял, уверен в своей способности запугивать людей, в своем праве решать их судьбы, надутый, как индюк… – Естественно, – важно ответил Дьяков. Заглядывая в бумажку – черновик Сашиного признания Дьяков заготовил заранее, – он заполнил форменный бланк, перечитал про себя, затем прочитал Саше: – «Обдумав свое поведение и свои поступки.., признаю, что выпуск к шестнадцатой годовщине Октябрьской революции антипартийного номера стенной газеты явился частью антипартийного курса, который проводил в институте Криворучко». Он положил листок перед Сашей. – Проверьте, Панкратов, так ли я записал, и подпишите. – Я этого никогда не подпишу, – сказал Саша, глядя прямо в глаза Дьякову». Выбери цитаты для аргументации тезиса. Выбери цитаты для аргументации тезиса. В эпизоде последнего допроса сквозь призму восприятия главного героя А. Рыбаков ярко раскрывает типические черты представителя деспотической власти – лицемерие, жестокость, уверенность в собственной непогрешимости, в своем праве карать, отсутствие нравственных принципов.

31 / 40

Установите соответствие между автором и произведением русской классической литературы

Александр Герцен
Николай Гоголь

32 / 40

Установите соответствие между автором и произведением русской классической литературы

Николай Гоголь
Александр Пушкин

33 / 40

Установите соответствие между автором и произведением русской классической литературы

Александр Пушкин
Александр Грибоедов

34 / 40

Установите соответствие между жанрами произведений

Лирический
Комедия

35 / 40

Установите соответствие между жанрами произведений

Эпический
Лирический

36 / 40

«Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по столичной моде…» – сказал об Евгении Онегине в статье «Евгений Онегин»

37 / 40

Лирическое стихотворение, проникнутое грустью

38 / 40

Малые жанры фольклора

39 / 40

Верная последовательность композиционных элементов волшебной сказки

40 / 40

«Маленький человек» – чиновник

Ваш результат:




Поделиться с друзьями
Класс-KZ