Lesson Study — Исследование урока в действии.

Lesson Study - Исследование урока в действии.

Что такое Lesson Study?

Lesson Study – педагогический подход, представляющий собой особую форму  исследования урока в действии, при котором действие направлено на совершенствование знаний в области учительской практики.

Данный подход был основан в Японии (70-е года 19-го столетия).  При этом применение Lesson Study значительно опередило Запад, применяющий в своей практике подход «Исследование в действии» (Action Research).

Помимо Японии Lesson Study активно применяется в Сингапуре, Гонконге, Китае, США, Великобритании, Швеции и Канаде.

В Lesson Study участвуют группы учителей, которые совместно планируют, преподают, наблюдают, анализируют обучение и преподавание. Выводы участников процесса документируются в форме анализов и отчетов.

В ходе целого цикла Lesson Study учителя совершенствуют свои педагогические подходы, вносят новшества, которые далее передаются коллегам в ходе открытых Lesson Study, либо в форме методических рекомендаций и литературы и т.п..

Какие этапы включает в себя Lesson Study?

Lesson Study состоит из нескольких этапов — шагов:

Этап 1. Создание команды (фокус-группы) преподавателей единомышленников

Группа из 3-х — 6 человек, которые объединены общей проблемой.

В каждой команде должен быть куратор, который бы постоянно контролировал ход процесса и отвечал за координационные вопросы.

В состав фокус-группы могут входить:

  • воспитатели дошкольного обучения,
  • учителя предметники (без исключения),
  • педагог-стажист,
  • заместитель  директора (завуч),
  • психолог
  • другие представители учебного и воспитательного процесса.

Источником проблемы может являться как сам учитель (процесс планирования и преподавания, приемы, методы, оценивание, речь и др.), так и ученик (умения, навыки, говорение, чтение, слушание, знание, понимание, синтез, оценка,  коммуникация, поведение и др.). Выбирается как правило что то одно.

Lesson Study проводится на протяжении минимум 1 месяца

Объекты наблюдения: учитель, ученик или группа учеников (2-3 человека: «А» — сильные, «В» — средние, «С» — слабые, но не обязательно), подходящие под вашу проблему (одного класса разных предметов; разных классов одной параллели одного предмета; разных классов начальной и основной школы одного предмета; разных классов начальной, основной и старшей школы одного предмета).

Этап 2. Планирование исследования урока. Сбор необходимой информации.

На данном этапе составляется план работы фокус-группы. Определяется все до мелочей с указанием темы мероприятий, уроков, целей, форм проведения, ресурсов, ожидаемого результата, даты и места проведения. Так же необходимо указать учителей и наблюдателей. План составляется на конкретный период (пример см.ниже).

Если в школе работает несколько команд, то можно составить общий план работы по неделям, месяцам. (план может быть использован как доказательство при аттестации). План заверяется на методическом объединении школы. Далее требуется собрать всю возможную информацию по вашей проблеме (например данные на конкретного ученика).

Чем больше информации вы соберете, тем легче будет понимать результат ваших действий. Собранная информация может содержать: информацию из классных журналов, личных дел, посещаемость, тетради учащихся, его успеваемость, результаты опросов, анкетирования и др.

Этап 3. Постановка вопроса исследования.

Важно правильно поставить вопрос исследования, на основании которого и будет проводиться ваша основная работа.

Примеры постановки вопроса:

  • «Как повысить интерес учащихся 8 класса к изучению темы….. на уроках ……?»,
  • «Какая форма обратной связи повысит качество знаний на уроках казахского языка и литературы?»,
  • «Какие формы работы изменят отношение учащихся к уроку …?»,
  • «Какие техники, методы позволят развить критическое мышление и исследовательские навыки учащихся на уроках химии?»,
  • «Как организовать дифференцированный подход на уроках английского языка для улучшения навыка говорения?».
  • и т.п.

При постановке вопроса/проблемы необходимо изучить успеваемость учащихся за прошлые года по этому предмету и теме, исследовав то, как эта информация изучалась ранее.

Этап 4. Планирование урока. Составление карты наблюдения. Составление вопросов интервью.

Планирование урока. Исследуемый учитель приносит на групповое рассмотрение свой конспект урока. При этом сам урок может быть через день, два, или позже. Конспект должен быть стандартным, без «излишеств».

Определяются и дополняются элементы занятия с последующим подробным их описанием. Этим занимается вся фокус-группа. Например вопросом исследования является — «развитие навыков критического мышления», тогда группе необходимо выявить и определить те этапы урока, где могут быть применены конкретные методы, приемы и др.

Составление карты наблюдения. Карта может быть единой на все случаи, т.е. быть общей на все запланированные занятия, либо быть составлена на каждый урок

отдельно (см.пример ниже).

Способы и методы проведения наблюдений в классе

  • Неструктурированное наблюдение — запись наблюдения осуществляется неструктурированно — сплошным текстом (что вижу, то и пишу), т.е без опоры на конкретные критерии.
  • Полуструктурированное наблюдение — запись ведется на основе конкретных критериев (шаблон в виде таблицы/лист наблюдения), которые фиксируются на протяжении всего занятия. Внизу обязательно должно присутствовать свободное поле, где можно будет оставить заметку по уроку.
  • Структурированное наблюдение — наблюдатель просто ставит галочки/плюсики либо минусы в конкретном пункте шаблона/таблицы наблюдения.
  • Графическое наблюдение — используется для изучения поведенческих факторов на уроке. Делается схематичная зарисовка расположения парт, учащегося, учителя и др. На схема отображают вплоть до перемещения ученика и учителя во время урока.
  • Метод 8 фотографий — в течении занятия делается несколько фотографий (до 8 штук) с целью наблюдения за поведением, эмоциями учащихся до, во время и после урока и др.
  • Timeline —  инструмент для группировки информации в хронологической последовательности. Метод таймлайн представляет собой вертикальную или горизонтальную линию, на которой отмечают по времени разные элементы урока. Таймлайн также включает заголовок и подзаголовок с объяснением того, какой теме он посвящен, отметки времени, изображения.
  • Транскрипт — ведется запись речи учителя или конкретного ученика на протяжении всего занятия.
  • и др.

Составление вопросов интервью.

Примерные вопросы для интервью:

  • Что ты узнал сегодня на уроке?
  • Чему ты научился?
  • Где у тебя были трудности?
  • Как выходил из трудностей? Кто тебе помог? Что тебе помогло?
  • Что бы ты изменил на сегодняшнем уроке?
  • Что тебе не понравилось на уроке?
  • Что тебе больше всего понравился на уроке?

Этап 5. Проведение урока и наблюдения

Lesson Study - Исследование урока в действии.

Данный этап  Lesson Study осуществляется взаимосогласованно. Каждый представитель фокус-группы выполняет свою роль. Учитель проводит урок, группа наблюдателей изучает и отмечает в листе наблюдения происходящее. Параллельно ведется фото и видеосъемка.

Если проблема связана с конкретным этапом занятия или учеником, то не обязательно наблюдать весь урок полностью. Достаточно будет 5-10 минут.

Наблюдатели не должны сидеть. Они располагаются по периметру класса, вдоль стен, таким образом, чтобы они могли увидеть/услышать максимально больше (эмоции, действия, ответы или вопросы ребенка и др.). Ни в коем случаи не нужно стоять рядом с учащимися, или за его спиной. Желательно заранее договориться о том, кто и где будет находится. Помощь учащимся запрещена! Нельзя вмешиваться в учебный процесс — только наблюдение и фиксирование происходящего.

В ходе урока учитель не должен менять тот фрагмент урока, который был запланирован вместе с фокус-группой — это одно из важных условий Lesson Study. План, запланированный на исследование, выполняется на все 100%.

Если учитель заболел, то его может заменить другой учитель, который был в исследовании. Иначе исследование может затянуться.

Карта наблюдения заполняется от руки

Если вашей задачей было — наблюдение за учеником «А», то вы должны это делать от начала и до конца, не отвлекаясь на что либо другое.

Как бы эмоционально не вел урок учитель — это не должно переключать ваше внимание. Это важно!

В карту/лист наблюдения записывается абсолютно все: эмоции, поведение, реакции ученика на учителя и др. Необходимо максимально собрать данные по каждому исследуемому учащемуся.

Для фото-видеосъемки используется закрепленный на штативе телефон, направленная вебкамера на ноутбуке или компьютере и т.п. Запись желательна, так как  с помощью нее можно восстановить упущенный момент/фрагмент занятия.

Собирается вся информация и материал урока (карточки, постеры и др.), с которыми работали или создавали учащиеся.

Этап 6. Интервью с учащимися

Интервьюирование учащихся проводится сразу после урока. Самому учителю не рекомендуется это делать, так как после проведенного урока он скорее всего будет психологически «выжат».

Интервью может проводить один наблюдатель сразу у всех учащихся уровней «А», «В», «С», либо каждый опрашивает своего.

Кроме трех конкретных учащихся, которым задают вопросы, выбирается еще один — четвертый ученик. Это нужно для того, чтобы те трое учеников не посчитали себя «особенными».

Запись интервью ведется на диктофон, после чего делается транскрипт (текстовое переписывание) с помощью специальных программ либо вручную.

В ходе опроса учащиеся могут сами подвести вас к дальнейшему этапу исследования Lesson Study, подсказав например то, где и как ему лучше сидеть, какое задание применить и т.п.

Интервью с каждым учеником не должно быть дольше 5 минут. Проводится индивидуально или в группе.

Само интервью желательно проводить продуманно, в пустой аудитории, где никто бы не смог помешать вашему разговору. Нужно договориться с учителем следующего урока, чтобы не срывать занятие, так как на перемене наврятли всех получится опросить.

Этап 7. Обсуждение после проведенного урока

Осуществляется в день проведения урока. Это необходимо для того, чтобы не потерять тот эмоциональный фон, который был именно на этом занятии. Можно многое упустить из наблюдения, просто забыв это через день или два. Выручить сможет только видеозапись урока, но не факт. Запланируйте в своем плане время обсуждения. Например после обеда в этот же день.

Обсуждение важно, так как это этап саморазвития — взгляд со стороны на ту работу, которую вы провели.

  • Получилось ли то, что запланировали?
  • Был ли результат?

Эти вопросы вы задаете себе.

В ходе таких встреч желательно вести протоколы (см.пример ниже). Это условность, но обязательная. В протоколе фиксируется все, о чем вы говорили в группе. Протокол ведет тот, кто более разгружен или является куратором. Весь сбор информации необходим для вашей будущей методической работы, которую вы опубликуете.

В протоколах фиксируются важные моменты, на которые было обращено внимание. Это позволит в будущем улучшить вашу практику.

Делайте ваши встречи не обязательными, а желательными. Это пойдет вам только на пользу.

На этой же встрече, учитель, у которого запланирован следующий урок исследования — готовит шаблон своего урока.

Один учитель может проводить все три урока подряд, а остальные наблюдать, либо уроки проводят все учителя из группы. Берутся все листы наблюдения и начинается работа.

В обсуждении первым всегда выступает учитель, чей урок был проведен.  Учитель рассказывает о том, как он увидел своих учащихся, как увидел воплощение плана-конспекта. Все это фиксируется в самоанализе (см.пример ниже).

Далее каждый участник группы проговаривает о том, что он заметил за своим наблюдаемым учеником.

Проводится резюме, в котором отражаются ответы на вопросы следующего характера:

  • получилось ли что то применить или изменить?
  • реализовалось ли воздействие на конкретного ученика?
  • наблюдается ли прогресс?

Обсуждение желательно проводить в графической форме с применением стикеров, постеров и маркеров разных цветов.

Описывается все, что планировалось, что получилось или не получилось и почему. Анализируется буквально все, делаются выводы. На следующем этапе необходимо принять решение по поводу проведения второго цикла исследования.

По завершению исследования проводится углубленная рефлексия с последующим письменным анализом (см.пример ниже).

Не нужно давать оценку уроку или учителю!

Этап 8. Оглашение результата.

На заключительном этапе исследования проводится оглашение ваших результатов работы. Это можно осуществить в форме:

  • устный доклад на педсовете или методсовете
  • выступление на конференции, семинаре или мастер-классе
  • публикация научной статьи в газете или методическом журнале
  • выпуск методической литературы.

Итог

В итоге работа исследования Lesson Study превращается в замкнутый цикл:

  • изучение плана-конспекта учителя, и его коррекция
  • просмотр карты наблюдения
  • совместная подготовка ресурсов и материала к уроку
  • проведение урока
  • интервьюирование учащихся
  • обсуждение урока
  • далее цикл повторяется

При возникновении трудностей в ходе проведения исследования Lesson Study стоит внимательно подходить к поставленному вопросу/проблеме исследования. Иногда проблема может быть слишком обширная и требовать очень много времени и ресурсов. Поэтому при составлении вопроса исследования не забывайте про временные границы.

Возможно ли на протяжении нескольких уроков рассмотреть и решить эту проблему? Если нет, то тогда вопрос был поставлен некорректно и его нужно пересмотреть.

Может возникнуть ситуация, когда поставленный вопрос/проблема решается за один урок. Это скорее всего связано с тем, что было собрано слишком мало сведений, либо этот вопрос не является проблемой, а представляет собой какой то единичный случай.

Lesson Study - Исследование урока в действии.

Проверочный тест на тему: Lesson Study - исследование урока в действии

1 / 22

Реализующая исследование урока группа, после окончания исследовательского урока обсуждает его по установленной структуре. Сначала обсуждается

2 / 22

Исследование урока предназначено для повышения

3 / 22

Центральное место в Исследовании в действии имеет процесс

4 / 22

Последний этап в структуре обсуждения исследовательского урока представляет собой

5 / 22

«Исследование урока» является подходом, возникшим в Японии в целях

6 / 22

После цикла «Исследование урока» группа

7 / 22

Концептуальное и универсальное понятие «Исследование в действии» можно использовать для такого исследовательского подхода, как

8 / 22

Учителя, осуществляющие «Исследование урока»

9 / 22

Центральное место в Lesson Study имеет процесс

10 / 22

Первым этапом в реализации подхода Lesson Study является

11 / 22

В Японии результаты Lesson Study

12 / 22

Последним этапом цикла реализации исследования в действии является

13 / 22

Цель проведения «Lesson study»:

14 / 22

Одна из признанных особенностей исследования урока

15 / 22

Первым этапом в реализации подхода Lesson Study является:

16 / 22

Процесс, позволяющий исследовать, почему мы предприняли именно такие действия в определенных ситуациях

17 / 22

Первоначальным этапом реализации исследования урока является

18 / 22

«Исследуемые» ученики при планировании подхода Исследование урока относятся к категориям высокий, средний, низкий уровень

19 / 22

Ключевыми характеристиками Lesson Study являются

20 / 22

Педагоги, осуществляющие исследование урока

21 / 22

Подход Lesson Study реализуется на основе:

22 / 22

Первым этапом реализации исследования в действии является

Ваша оценка




Список используемой литературы:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Класс-KZ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: