10 параметров самоанализа урока по Т.А. Ильиной

10 параметров самоанализа урока по Т.А. Ильиной

10 параметров самоанализа урока по Т.А. Ильиной

Качество и эффективность урока существенно зависят от умения преподавателя критически оценивать как свои собственные успехи, так и ошибки своей работы, а также успехи и ошибки других. Поэтому важным компонентом педагогического творчества является анализ и самооценка пройденного урока.

Самоанализ работы — это один из наиболее эффективных способов повышения квалификации. Качество этого процесса зависит от нескольких факторов, прежде всего от умения преподавателя внимательно анализировать свои действия и их результаты.

Анализ следует проводить непосредственно после урока и перед началом следующего, когда преподаватель еще имеет свежие воспоминания о нем. В этот момент он может оценить, были ли учтены все аспекты подготовки к уроку с учетом предыдущего опыта. Самооценка основана на анализе пройденного урока, когда преподаватель повторно анализирует план урока, выявляет успешные и неудачные моменты и пытается понять причины провала или успеха.

Среди множества методов самоанализа и самооценки урока можно выделить подход, предложенный Т.А. Ильиной в ее работе «Педагогика», изданном в Москве в 1984 году. Она выделяет десять параметров, по которым преподаватель может провести самоанализ и самооценку урока:

1. Общая структура урока.

  • К какому типу урока может быть отнесен данный.
  • Каково его место в системе других уроков по теме.
  • Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
10 параметров самоанализа урока по Т.А. Ильиной
Изображение от Freepik

2. Реализация основной дидактической цели урока.

  • Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке?
  • Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)?
  • Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала?
  • Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала?
  • Обладал ли учитель достаточными знаниями?
  • Как и что следовало изменить в изучении нового материала т почему?
  • Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления материала (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)?
  • Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.д.)?
  • Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

  • Имело ли место вовлечения учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)?
  • Было ли организовано преодоление посильных трудностей?
  • Появились ли мотивы интеллектуального побуждения?
  • Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся?
  • Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи?
  • Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)?
  • Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как.
  • Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства для этого были использованы?
10 параметров самоанализа урока по Т.А. Ильиной
Изображение от master1305 на Freepik

4. Воспитание в процессе обучения.

  • Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала?
  • Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения; оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся?
  • Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью?
  • Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам, к учению?
  • Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний?
  • Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

  • Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
  • Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована? И т.д.
10 параметров самоанализа урока по Т.А. Ильиной
Изображение от storyset на Freepik

6. Выбор методов обучения.

  • Правильно ли был выбран метод (методы) ознакомления с новым материалом?
  • Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся?
  • Привлекались ли необходимые технические средства обучения?
  • Достигли ли демонстрации целей?
  • Все ли возможное взято учителем из демонстраций?
  • Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков?
  • Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)?
  • Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли были организованы индивидуальный, фронтальный и комбинированный опросы, письменный контроль?
  • Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место?
  • Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.д.)?

7. Работа учителя на уроке.

  • Все ли необходимое было подготовлено к началу урока?
  • Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся?
  • Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)?
  • Какие приемы организации учащихся на работу были использованы?
  • Был ли достигнут контакт с классом, отдельными учащимися?
  • Каков был внешний вид учителя?
  • Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая от урока?
10 параметров самоанализа урока по Т.А. Ильиной
Изображение от Freepik

8. Работа учащихся на уроке.

  • Была ли проверена готовность учащихся к уроку?
  • Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания?
  • Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, списывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)?
  • Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебниками и т.д.)?
  • Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему?
  • Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?

9. Гигиенические условия урока.

  • Достаточна ли освещенность?
  • Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт?
  • Соответствует ли мебель возрасту учащихся?
  • Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости?
  • Удачно ли составлено расписание (место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня)?
  • Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку?
  • Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

10. Некоторые специальные задачи.

К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методобъединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Класс-KZ
Комментарии: 1
  1. Бекжігіт Арайлым

    ;-) :идея:

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: