10 параметров самоанализа урока по Т.А. Ильиной
Качество и эффективность урока существенно зависят от умения преподавателя критически оценивать как свои собственные успехи, так и ошибки своей работы, а также успехи и ошибки других. Поэтому важным компонентом педагогического творчества является анализ и самооценка пройденного урока.
Самоанализ работы — это один из наиболее эффективных способов повышения квалификации. Качество этого процесса зависит от нескольких факторов, прежде всего от умения преподавателя внимательно анализировать свои действия и их результаты.
Анализ следует проводить непосредственно после урока и перед началом следующего, когда преподаватель еще имеет свежие воспоминания о нем. В этот момент он может оценить, были ли учтены все аспекты подготовки к уроку с учетом предыдущего опыта. Самооценка основана на анализе пройденного урока, когда преподаватель повторно анализирует план урока, выявляет успешные и неудачные моменты и пытается понять причины провала или успеха.
Среди множества методов самоанализа и самооценки урока можно выделить подход, предложенный Т.А. Ильиной в ее работе «Педагогика», изданном в Москве в 1984 году. Она выделяет десять параметров, по которым преподаватель может провести самоанализ и самооценку урока:
1. Общая структура урока.
- К какому типу урока может быть отнесен.
- Каково его место в системе других уроков по теме.
- Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
- Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке?
- Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)?
- Верно ли составлен и осуществлен план изучения нового материала?
- Достаточно ли продумана методика решения отдельных «блоков» нового материала?
- Обладал ли учитель достаточными знаниями?
- Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
- Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления материала (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)?
- Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.д.)?
- Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
- Имело ли место вовлечения учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)?
- Было ли организовано преодоление посильных трудностей?
- Появились ли мотивы интеллектуального побуждения?
- Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся?
- Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи?
- Были ли использованы средства развития творческого мышления (элементы проблемности, задания, носящие творческий характер)?
- Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Если да, то как.
- Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства для этого были использованы?
4. Воспитание в процессе обучения.
- Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала?
- Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения; оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся?
- Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью?
- Что в уроке содействовало воспитанию добропорядочности, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к труду и его результатам, к учению?
- Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний?
- Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
- Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
- Как использовалась самостоятельная работа: не слишком ли она трудна? Каков ее объем? Была ли она в достаточной мере индивидуализирована? И т.д.
6. Выбор методов обучения.
- Правильно ли был выбран метод (методы) ознакомления с новым материалом?
- Полностью ли были использованы возможности включения самостоятельной работы учащихся?
- Привлекались ли необходимые технические средства обучения?
- Достигли ли демонстрации целей?
- Все ли возможное взято учителем из демонстраций?
- Достаточно ли разнообразными были методы и приемы применения знаний и выработки умений и навыков?
- Имело ли место нарастание степени самостоятельности в системе заданий-задач (от заданий на воспроизведение к заданиям творческим)?
- Рационально ли были выбраны методы проверки и контроля? Правильно ли были организованы индивидуальный, фронтальный и комбинированный опросы, письменный контроль?
- Как была организована работа над ошибками, имела ли она вообще место?
- Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.д.)?
7. Работа учителя на уроке.
- Все ли необходимое было подготовлено к началу урока?
- Правильно ли учитель пользовался конспектом на уроке? Каково было соотношение его организующей деятельности и познавательной деятельности учащихся?
- Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в их самостоятельной работе и др.)?
- Какие приемы организации учащихся на работу были использованы?
- Был ли достигнут контакт с классом, отдельными учащимися?
- Каков был внешний вид учителя?
- Не могло ли что-либо в одежде, прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая от урока?
8. Работа учащихся на уроке.
- Была ли проверена готовность учащихся к уроку?
- Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания?
- Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, списывание с доски, самостоятельная письменная работа и др.)?
- Обращалось ли внимание на культуру труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебниками и т.д.)?
- Какая дисциплина была на уроке и почему? Были ли правильны приемы поддержания дисциплины, их использование учителем? Достигали ли они цели? Если нет, то почему?
- Каково отношение учащихся к предмету, к учителю?
9. Гигиенические условия урока.
- Достаточна ли освещенность?
- Как влияет на занятия окраска стен, панелей, парт?
- Соответствует ли мебель возрасту учащихся?
- Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости?
- Удачно ли составлено расписание (место данного урока в недельном расписании, в расписании данного дня)?
- Как была проведена перемена, предшествующая данному уроку?
- Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?
10. Некоторые специальные задачи.
К числу таких специальных задач относятся задачи, которые продиктованы исследованием школой определенной научной проблемы, задач, связанных с решением педсовета или методобъединения, например, соблюдение единства требований всеми учителями к ведению тетрадей или культуры речи учащихся, обеспечения межпредметных связей, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.
:идея: